Депутаты решили не отставать от передовых государств и вспомнить опыт СССР, когда авторам полезных предложений для работы предприятия выплачивали вознаграждения, и зарегистрировали законопроект “О рационализаторской деятельности в Украине”. Авторы – Александр Зубчевский и Александр Присяжнюк (оба – КПУ).
“Анализ мирового и отечественного опыта показывает, что почти 50% рационализаторских предложений являются эффективными НОУ-ХАУ, которые в рыночных условиях выступают как ценный товар. Однако государственная статистика Украины свидетельствует, что количество использованных в производстве рационализаторских предложений и их эффективность с 1991 по 2011 годы уменьшилась почти в 30 раз”, – говорится в законопроекте. Итак, что предлагают ввести депутаты.
Что главного
По определению, данному в законопроекте, рационализаторское предложение (РП) – это признанное хозяйствующим субъектом предложение, содержащее техническое или организационное решение в любой сфере его деятельности. Объектом рационализаторского предложения может быть материальный объект или процесс.
Главное для такого предложения – “иметь местную новизну и быть полезным”. При этом, если автор новации уже практиковал ее на предприятии не более 3-х месяцев, он может подать заявление на ее признание рационализаторским”.
Интересно, что подавать РП смогут лица, независимо от того, работают они на этом предприятии или нет. А право авторства на РП, созданное более чем двумя лицами, принадлежит им совместно как соавторам. При этом соавторами не будут лица, которые помогали, например, с изготовлением чертежей, макетов, оформлением документов – они просто оказывают техническую помощь, а она не является основанием для соавторства.
Авторам РП будет выдаваться удостоверение на 10 лет, в котором будут указаны авторство, дата подачи предложения, местная новизна, полезность и т.п.
Денежный вопрос
Конечно, нельзя обойти вопрос оплаты новаторской деятельности. Следовательно, право на вознаграждение имеет автор (соавторы) в течение двух лет с начала использования РП на предприятии.
Размер вознаграждения определяется условиями договора между автором (соавторами) и предприятием и не может быть менее:
- 10% дохода, полученного ежегодно предприятием от использования РП (но не более 5000 необлагаемых минимумов);
- 2% от части себестоимости продукции (работы или услуги) приходящейся на РП, положительный эффект от которой не повлияет на получение дохода, но не менее одного необлагаемого минимума.
Достанутся премии и тем, кто будет способствовать новаторской деятельности на предприятии (и они не обязательно должны там работать). Но конкретные процентные соотношения не называются.
Теперь относительно того, где будут браться деньги на все это. “Расходы на изобретательство и рационализацию на 50% покрываются за счет хозрасчетного дохода предприятия, а остальные 50% – за счет фонда изобретательства и рационализации предприятия, в который ежегодно осуществляется удержание 10% от суммы прибыли, полученной предприятием от использования изобретений и рационализаторских предложений”, – вот такая закрученная формулировка.
Интересно
Авторы предложений имеют право принимать участие в подготовке к использованию своих РП. Как указано в законопроекте, автор в настоящее время может быть полностью или частично освобожден от выполнения основной работы с оплатой труда в размере не ниже получаемого им среднего заработка, а при проведении этих работ вне места постоянной работы с автором заключается трудовой договор с оплатой труда в зависимости от сложности работы.
При этом за автором сохраняются должность, право на отпуск и все права и льготы, установленные по месту основной работы, а весь период участия и в подготовке к использованию его РП засчитывается в непрерывный стаж по месту постоянной работы. Куда ни посмотри – сплошные “пряники”.
Кто “руководит парадом”
Эта почетная миссия возложена на Кабинет Министров Украины, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины. А непосредственную работу в сфере рационализации осуществляет Государственная служба интеллектуальной собственности и ее структурные подразделения.
Таковы предложения этого законопроекта. В общем, если все сделать, как прописано в нем – должны быть положительные сдвиги и на предприятиях, и в экономике в целом. Но закрадывается вопрос: будут ли по-честному утверждаться эти рационализаторские предложения? Ведь можно предложить что угодно, что как бы будет полезным для предприятия, но по факту, это будет лишь ускорять его деградацию. Но прогнозы пока рано делать – законопроект еще только направлен на рассмотрение комитета.
Олексевич Мария