• Посилання скопійовано

Податкам вказали місце

Депутати пропонують залишати податки у розпорядженні регіональних влад

Податкам вказали місце

Местные бюджеты могут получить дополнительные доходы в размере 55 млрд грн. Во фракции Партии регионов предлагают все поступления от налога на прибыль оставлять в распоряжении местных органов власти, а не перечислять в госбюджет. В правительстве выступают против такой инициативы, так как это приведет к разбалансированию госбюджета. Даже представители регионов говорят, что им достаточно 25-30% при условии, что компании будут платить налог по месту работы, а не регистрации.

Народные депутаты Юрий Самойленко и Виталий Грушевский (оба — Партия регионов) зарегистрировали законопроекты N2918-2919 с поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые предусматривают перераспределение налоговых отчислений между государственным и местными бюджетами. Регионы могут получить право зачислять налог на прибыль в свои доходы, которые учитываются при определении межбюджетных трансфертов. Сейчас этот налог является основным при наполнении госбюджета (на 2013 год запланирован сбор 55 млрд грн). В местные бюджеты поступает только налог на прибыль коммунальных предприятий. 

Это не первая инициатива по увеличению финансовой независимости местных бюджетов. В 2009 году правительство Юлии Тимошенко предлагало новую редакцию Бюджетного кодекса, в котором было заложено получение регионами 10% от собираемого ими налога на прибыль. Парламент поддержал этот документ, и бюджет-2010 был сформирован с учетом новых поправок, но президент Виктор Ющенко ветировал Бюджетный кодекс. Правительство Николая Азарова также рассматривало возможность оставлять на местах полученные сверх плана отчисления по налогу на прибыль. Но такой закон не был принят. 

По словам эксперта по мониторингу законодательства по вопросам бюджета Ассоциации городов Александра Слобожана, 100-процентное отчисление нереально, поэтому при разработке проекта бюджетной декларации ассоциация предлагала Минфину оставлять в местных бюджетах 25%. Эти отчисления не должны были бы учитываться при определении трансфертов. Лишь в этом случае регионы получили бы дополнительно почти 14 млрд грн, которые можно направить на модернизацию ЖКХ, благоустройство, дороги, выполнение программ социально-экономического развития. В противном случае на сумму собранного налога уменьшаются трансферты из госбюджета. 

Сейчас, по данным господина Слобожана, местные власти имеют лишь 7% собственных доходов от общего ресурса — около 17 млрд грн — за счет платы за землю и единого налога. "Минфин отказывает, аргументируя тем, что будет разбалансирован госбюджет,— говорит он.— Но наше предложение поддержал парламентский комитет по вопросам местного самоуправления, который направил письмо в бюджетный комитет с просьбой учесть его при рассмотрении бюджетной декларации на 2014 год"

В Министерстве доходов и сборов выступают против такой инициативы, так как она не предусматривает компенсаторов для госбюджета. Господин Самойленко вчера от комментариев отказался, но в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что компенсатором может стать сокращение дотаций. "Дотаций тогда вообще не нужно будет,— соглашается господин Слобожан.— 55 млрд грн — прибыль, а 57 млрд грн — дотации". Впрочем, математический расчет в бюджетной системе не работает, поскольку динамика сбора налога на прибыль и уровень дотационности конкретных населенных пунктов отличаются. 

В пресс-службе министерства заявили, что эта норма чревата неравномерными поступлениями, так как один регион будет получать больше, а другой — меньше. Заместитель начальника финансового управления Моршинского горсовета Анна Козак говорит, что данная норма бесполезна для их бюджета, так как в городе немного предприятий, а платят они не по месту производства, а по месту регистрации. Больше всего плательщиков налога на прибыль зарегистрировано в столице. 

Скорее всего, Киев либо лишат части налога, либо будут изъятия, как это происходит с налогом на доходы физлиц (50% налога поступает в госбюджет). Поэтому, по мнению госпожи Козак, параллельно необходимо принимать норму об обязательной уплате налога по месту производства. С ней соглашается мэр Донецка Александр Лукьянченко, который заявил, что "прибыль должны распределять там, где она получена". Он считает, что правительство не даст им 100% отчислений. А местным бюджетам достаточно и 30-50%, что станет дополнительным стимулом зарабатывать больше. "Мы могли бы тогда направить 250-300 млн грн на развитие",— отмечает господин Лукьянченко. 

По словам заместителя главы комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрея Сенченко ("Батькивщина"), его фракция поддерживает увеличение концентрации средств в регионах. "Когда правительство Юлии Тимошенко предлагало изменения в Бюджетный кодекс, мы анализировали ситуацию и выяснили, что самый бедный сельский населенный пункт имел в 11 раз меньше доходов, чем самый богатый",— говорит господин Сенченко. Его коллега по комитету, глава подкомитета по вопросам налога на прибыль предприятий Александр Долженков (Партия регионов) считает, что пока авторы законопроекта не предложат компенсацию для госбюджета, позиция правительства и комитета будет негативной. "Предприятия оказывают воздействие на окружающую среду и на людей в той местности, где они работают, поэтому определенная финансовая компенсация должна быть. И эту идею можно рассмотреть, но оставлять не 100%",— резюмирует господин Долженков. 

Наталья Непряхина

На підставі: Коммерсант-Україна

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»