"За" законопроект "Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств" проголосовали 233 народных депутата из минимально необходимых 226.
Также Рада приняла в первом чтении правительственный проект закона №0936 "Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств", за который проголосовали 233 народных депутата.
Согласно закону, базовая ставка сбора для легковых автомобилей составит 5,5 тыс. грн, а для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники - 38 тыс. грн. Итоговая сумма утилизационного сбора будет зависеть от специального коэффициента. Для новых легковых автомобилей значение коэффициента составляет 86-550% от базовой ставки (4,73-30,2 тыс. грн) в зависимости от объема двигателя, а для машин старше трех лет - 530-3501% (29,1-192,5 тыс. грн). Для новых грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники коэффициент составит 50-290% (19-110,2 тыс. грн), а для подержанных - 88-1180% (33,4-448,4 тыс. грн).
Согласно закону, отечественные производители автомобилей, имеющие полный цикл производства, смогут проводить утилизацию самостоятельно. Сбор, уплаченный ими, будет направляться на специальный банковский счет, с которого можно будет финансировать организацию утилизационных мощностей. Таких предприятий в Украине сейчас лишь два: "Укравто" и "Богдан". Председатель правления Запорожского автозавода (входит в "Укравто") Николай Евдокименко вчера отказался комментировать документ до момента его вступления в силу, а в корпорации "Богдан" ранее заявляли о поддержке этого законопроекта.
Также, закон предполагает создание при Министерстве экологии и природных ресурсов фонда охраны окружающей среды, куда и будет зачисляться 70% поступлений от налога. Планируются поступления в бюджет на уровне 2 - 2,5 млрд грн.
Законом предусмотрено, что плательщиками налога по утилизации снятых с эксплуатации ТС являются лица, которые осуществляют ввоз на таможенную территорию Украины транспортные средства и кузова в таможенном режиме импорта и производство (изготовление) транспортных средств на таможенной территории Украины; приобретают транспортные средства у лиц, которые не являются плательщиками этого налога.
Отметим, что по данным министра экологии и природных ресурсов Олега Проскурякова уже в 2013 г. в Украине может заработать программа утилизации старых автомобилей. По его словам, запретить пользоваться старыми автомобилями сразу нельзя, поскольку такими авто пользуется очень большой процент украинского населения.
Напомним, что в прошлом году Украину сотрясали дискуссии о введении утилизационного сбора на автомобили. Кабмин предлагал распространить сбор не только на российских (потому как Россия первой ввела утилизационный сбор в отношении украинских автомобилей), но и остальных импортеров. При этом отечественные автопроизводители от него должны быть освобождены.
В ноябре 2012 г. Верховная Рада Украины приняла в первом чтении за основу депутатский проект закона №11259, который предлагал введение экологического налога на утилизацию автомобилей - законопроект "Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств". Согласно законопроекту "О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты относительно утилизационного сбора", базовая ставка сбора для легковых автомобилей должны была составить 5,5 тыс. грн, а для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники - 38 тыс. грн.
Итоговая сумма утилизационного сбора зависела бы от специального коэффициента. Для новых легковых автомобилей значение коэффициента составляет 86-550% от базовой ставки (4,73-30,2 тыс. грн) в зависимости от объема двигателя, а для машин старше трех лет - 530-3501% (29,1-192,5 тыс. грн). Для новых грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники коэффициент составит 50-290% (19-110,2 тыс. грн), а для подержанных - 88-1180% (33,4-448,4 тыс. грн).
Отечественные производители автомобилей, имеющие полный цикл производства, смогли бы проводить утилизацию самостоятельно. Сбор, уплаченный ими, направлялся бы на специальный банковский счет, с которого можно будет финансировать организацию утилизационных мощностей. Таких предприятий в Украине сейчас лишь два: "Укравто" и "Богдан".
Законопроект предполагает создание при Министерстве экологии и природных ресурсов фонда охраны окружающей среды, куда и будет зачисляться 70% поступлений от налога. Планируются поступления в бюджет на уровне 2-2,5 млрд грн.
Однако участники авторынка выразили обеспокоенность принятием этого законопроекта за основу и провели серию акций протеста. По их мнению, принципиальные условия законопроектов вновь создают законодательные преференции для избранных и не направлены на развитие украинской автомобильной отрасли. Свое неодобрение инициативы также высказывали в ЕС.