• Посилання скопійовано

Мільйони за автохлам. Що потрібно знати про утилізаційний збір

Хто знайде і хто втратить від введення в Україні утилізаційного збору?

Мільйони за автохлам. Що потрібно знати про утилізаційний збір

Виктор Янукович подписал законы об экологическом сборе и  утилизации транспортных средств. И сразу же поручил усовершенствовать их. Экологическую безопасность страны украинцам предлагают оплатить из собственного кармана. В обмен лоббисты экологических инициатив обещают создать полноценную систему утилизации старых автомобилей.  

Кому платить

Импортерам. Платить придется при таможенном оформлении автомобилей. За каждую ввезенную иномарку необходимо будет заплатить от 4730 до 30250 грн, в зависимости от объема двигателя.

Потребителям. Импортеры, частично или полностью, обещают заложить размер нового налога в конечную стоимость машины, а значит, ввозимые после 1 сентября автомобили прибавят к стоимости от 5000 до 30000 грн.

Кто не будет платить 

Производители, осуществляющие сварку, покраску и сборку транспортных средств в Украине от уплаты сбора освобождаются. При этом они обязуются инвестировать средства в создание утилизационных центров. Сроки создания центров и объемы инвестиций законами не определены.

Кто выиграет 

Главные лоббисты утилизационных инициатив - украинские автопроизводители. Под вывеской улучшения экологической ситуации в Украине, местные автосборщики решают главную для себя задачу: увеличение доли на рынке. Кроме того, экологические инициативы уравнивают условия для украинских и российских производителей. Напомним, в России подобный сбор собирается с осени 2012 года. После его введения экспорт украинских автомобилей и автобусов на соседний рынок фактически остановился. Теперь россияне также будут платить подобный налог при поставках своих автомобилей в Украину.

Кто проиграет 

Импортеры автомобилей настроены категорически против. Это логично - после введения двух заградительных налогов (спецпошлина и экологический сбор), авто отечественной сборки, фактически лишаются конкурентов в самом массовом - бюджетном сегменте. В свою очередь импортеры вынуждены конкурировать между собой - в более высокой ценовой категории.

Емкость рынка 

Предполагается, что годовой объем утилизационного сбора составит около 2,5 млрд. грн. Это и есть потенциальная емкость рынка утилизации авто. Пока не ясно, будут ли центры утилизации автомобилей государственными или частными, кому достанутся бюджетные деньги, а главное насколько этот процесс будет прозрачен.

Сколько нужно шредерных заводов

Несмотря на пробелы в законодательстве, корпорация "Богдан" уже приступила к планированию строительства утилизационного центра. По оценкам аналитиков корпорации, на начальном этапе эти потребности по переработке должны покрыть 2 предприятия по демонтажу автомобилей (стоимость такого предприятия в Германии оценивается в 7 млн. евро) и 39 центров по переработке/измельчения кузовных и других частей.

На "Богдане" подсчитали: на начало 2011 года в структуре автопарка Украины - 2,1 млн. легковых авто старше 1985 производства. При списании этого количества авто в течение 10 лет, объемы ежегодной утилизации составляют 210 тыс  автомобилей в год. Таким образом, в перспективе, потребности в мощностях по утилизации могут составить: 7 предприятий по демонтажу автомобилей и 191 центр по переработке / измельчения кузовных и других частей.

Последствия

С повышением стоимости иномарок часть потребителей переориентируется на автомобили местной сборки. Это ощущается уже сейчас: последние три месяца ЗАЗ уверенно лидирует по продажам новых автомобилей в Украине. Улучшил свои позиции и "Богдан". В июле корпорация заняла 11-е место на рынке, с ростом 110%.

В целом, по итогам года ассоциация Укравтопром ожидает сохранения объема рынка на уровне 2012 года, когда было реализовано 232 тыс. новых автомобилей.

В свою очередь автоимпортеры уверены - объем продаж существенно сократится, так как большинство украинцев просто не смогут себе позволить покупать автомобили по новым ценам. "Стоимость новых автомобилей может увеличиться уже в начале осени от 5000 до 30000 грн, что приведет к увеличению цен на автомобили и скажется на рентабельности продаж некоторых моделей. По прогнозам на второе полугодие 2013 года ожидается уменьшение объемов автомобильного рынка до 85-95 тыс. единиц", - говорят в группе компаний АИС. 

Как утилизируют за границей 

В странах Западной Европы и США система сдачи, приема и переработки автохлама успешно работает не один год, что позволяет ежегодно утилизировать до 40 млн автомобилей. 

Процедура. Исчерпавших свой ресурс автомобиль (средний возраст - 12-14 лет) сдается в обмен на сертификат об утилизации. После разборки, пригодные детали и компоненты отправляются на реставрацию и повторное использование на рынке вторсырья, а часть сортируется и отправляется на шредерный завод.  

Для примера, в США, сбором, демонтажем и утилизацией старых автомобилей занимается около 20 тысяч малых предприятий и около двухсот шредерных заводов. 

По оценкам экспертов, наиболее успешная система утилизации автомобилей организована в Нидерландах. Здесь при сдаче автомобиля в утиль не взимается оплата с владельца - ее покрывает автопроизводитель, или дилер. Налог взимается не в момент направления на утилизацию, а непосредственно при продаже нового автомобиля. Кроме того, при снятии авто с регистрации необходимо предоставить сертификат об утилизации, или об экспорте. В противном случае, владелец автомобиля остается плательщиком налога на автомобиль.

Контроль и управление обеспечивает единый орган - Auto Recycling Nederland (ARN), который также финансирует затраты при сборе и утилизации ТС.

Для справки. Ставки сбора  

Закон устанавливает ставки экологического сбора на импортируемые новые и б/у транспортные средства (легковые и грузовые автомобили, автобусы и спецтехника).

Экологический сбор для иномарок будет рассчитываться согласно базовой ставке 5,5 тыс грн и специальному коэффициенту, устанавливаемому в зависимости от объема двигателя.

Так, экологический сбор для новых легковых автомобилей составит от 4 730 грн до 30 250 грн. Для подержанных авто - от 9460 грн - до 60500 грн. Сбор в самом массовом сегменте автомобилей (с объемом двигателя от 1000 - 2000 куб. см.) установлен на уровне 7370 грн для новых авто и 14740 грн - для б/у.

Сбор при ввозе в Украину новых грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники составит от 19 тыс до 110 тыс. грн, подержанных - от 33 тыс до 448 тыс. грн.

Сбор при ввозе нового кузова для транспортного средства составит 22 тыс грн, б/у - 66 тыс грн.

Джерело: ЛIГАБiзнесIнформ

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»