• Посилання скопійовано

Чи реальні показники бюджету, який ніхто не бачив

КМУ оприлюднив основні показники проекту держбюджету на 2014 рік, які базуються на прогнозі зростання ВВП на рівні 3%. Однак тексту проекту, який повинен був підкріпити дані цифри, в парламенті так ніхто і не побачив

Чи реальні показники бюджету, який ніхто не бачив

Кабмин обнародовал основные показатели проекта госбюджета на 2014 год, которые базируются на прогнозе роста ВВП на уровне 3%. Ожидается инфляция 8,3%, дефицит бюджета — 2,7% от ВВП, госдолг — 32,4% от ВВП (в 2012 году этот показатель достигал 36,6%).

Однако текста проекта бюджета, который должен был подкрепить данные цифры, в парламенте так никто и не увидел.

При этом эксперты разделились на тех, кто верит в "нарисованные" Кабмином цифры и тех, кто считает их необоснованными.

Так, Алексей Плотников, заслуженный экономист Украины и бывший замглавы комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики, считает, что "в этих цифрах нет ничего такого, что могло бы вызвать недоумение или какие-либо сомнения", а рост ВВП на уровне 3% — это вполне реально. Экономист утверждает, что сейчас инфляция держится на уровне нуля. Доводить ее до уровня 8% придется искусственно. На его взгляд, делать это необходимо, так как повышение уровня инфляции является одним из стимулов роста экономики.

С ним не согласен президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой: "Накручивать цены — значит еще глубже направить экономику в яму. Правительство хочет увеличить номинальные доходы за счет инфляции, то есть разрешит повышать цены, а это отразится на всех участниках внутреннего рынка".

Также, по мнению эксперта, такая политика сократит приток инвестиций, который на сегодняшний день и так слишком мал. Вредит она и внутренним кредиторам. Банки, которые кредитовали правительство, покупая ОВГЗ, получат меньше денег — доходность гособлигаций будет поглощена инфляцией, что может отразиться, как на спросе на госбумаги, так и на уровне ставок. Таким образом, государство может то ли недополучить кредитных ресурсов, то ли переплатить за них.

Однако, видимо, кабинет Азарова к этому готов. Поддержать спрос на бумаги, как и раньше, смогут госбанки, которые имеют первоочередной доступ к рефинансированию от НБУ. При этом в правительстве очень верят в возобновление сотрудничества с МВФ — а это, соответственно, более дешевые кредитные ресурсы. Правда, в таком случае Кабмину придется пойти на ряд уступок Фонду, среди которых возможная незначительная девальвация. Именно она может привести к повышению уровня инфляции, так как доля потребительского импорта подорожает на размер удешевления гривни. При этом все равно реальность макроэкономических ориентиров Кабмина вызывает сомнение. Несмотря на то, что объем госдолга в гривнях по отношению к доходам уменьшится, по сути, долг останется таким же.

Не разделяют эксперты и оптимизма по поводу ожидаемого роста ВВП. "Рост ВВП — это основной показатель, от которого зависят все остальные. Но в бюджет не заложено ресурсов, способных его обеспечить", — считает Владимир Лановой. По мнению эксперта, экономика страны находится в состоянии стагнации, и едва ли ей удастся из него выйти, изменения могут произойти только в худшую сторону.

"Пока мы находимся в отрицательной зоне, — подтверждает Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития, — у нас кризис, прекратится ли он? Пока предпосылок для этого нет". В целом Пасхавер считает прогноз Кабмина излишне оптимистичным: "Эти показатели рассчитаны из потребностей госбюджета, а не из объективных прогнозов. Какой будет реальность, никто не знает".

Интересно, что в бюджете на 2013 год был заложен прогноз роста ВВП на 3,4%, но в реальности этот показатель имеет отрицательное значение — в I квартале ВВП сократился на 1,1%, во II — на 1,3%.

Инфляция в 2013 году прогнозировалась на уровне 4,8%, однако она пока осталась на нулевой отметке. Несоответствие экономических показателей слишком позитивным ожиданиям традиционно для Украины, поэтому в цифры, обнародованные правительством, верить не стоит. Их каждый год подстраивают под необходимый уровень госзатрат. А недостоверные прогнозы приводят к невыполнению бюджета, о котором в правительстве принято умалчивать.

Напомним, что проект закона о Государственном бюджете Украины на 2014 год был внесен в Парламент в субботу 14 сентября, однако спикер Верховной Рады Владимир Рыбак возвратил его в Кабмин для доработки.

Джерело: Діло

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»