• Посилання скопійовано

Держбюджет-2014: основні показники і ризики

На наступний рік МВФ прогнозує номінальний ВВП України в розмірі 1486 млрд гривень - на 167 млрд менше бюджетного прогнозу в 1653 млрд гривень

Держбюджет-2014: основні показники і ризики

В четверг, 19 декабря, стали известны основные параметры финансового плана страны – Кабмин внес в парламент доработанный проект государственного бюджета на 2014 год. В будущем году правительство ожидает роста ВВП на 3%. Доходы бюджета заложены на уровне 392,4 млрд гривен, расходы – 447,3 млрд гривен, граничный  дефицит составляет 59,5 млрд гривен, или 3,6% ВВП.

Поступления от приватизации госимущества планируются на уровне 17 млрд гривен. Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из госбюджета местным бюджетам, предусмотрен в сумме 128,4 млрд гривен. Бюджетный комитет намерен подать законопроект на рассмотрение Рады по сокращенной процедуре уже 16 января.

Виктор Янукович охарактеризовал финплан государства как «оптимистичный» и требующий напряженной работы. Даже с учетом достигнутых договоренностей с Россией о скидке на газ плановые показатели выглядят труднодостижимыми, уверены опрошенные экономисты.

«Рынки сбыта, в особенности российский, очень слабы, а конкуренция повышается. Поэтому позитивная динамика по ВВП возможна, но 3% для нас сейчас – это очень оптимистично», – поясняет Дмитрий Боярчук, директор «CASE-Украина».

В свою очередь депутат от Партии регионов Владислав Лукьянов считает, что проект бюджета на следующий год является реалистичным. «Ведь мы понимаем, что закладывать оптимистичные показатели в бюджетные документы – это путь к сложностям в выполнении бюджета во второй половине года», – подчеркнул он. Также он настаивает на необходимости скорейшего рассмотрения бюджета, так как есть негативный опыт, когда бюджет не принимался до марта.

Новые ставки 

Из позитивных изменений: больше ресурсов получат местные бюджеты – на 15 млрд гривен, по сравнению с 2013 годом. Всего инвестиционный ресурс для социально-экономического развития территорий в следующем году составит почти 16 млрд гривен, также 1 млрд гривен выделяется на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт высокоспециализированных медицинских учреждений.

Эрик Найман, управляющий партнер инвестиционной компании, обращает внимание, что в Кабмине исходят из 1539 млрд гривен номинального ВВП в текущем году, хотя, по его оценке, номинальный ВВП по итогам 2013 года может составить примерно на 100-120 млрд гривен меньше. «В связи с таким недовыполнением «бюджетных планов» в текущем году потери бюджета составят порядка 30-40 млрд гривен», – прогнозирует он.

Дмитрий Боярчук также отмечает, что номинальный ВВП завышен минимум на 100 млрд гривен, а это означает автоматический недобор в бюджет 20 млрд гривен. «Уже на этом этапе это можно утверждать с большой степенью уверенности», – полагает он.

На следующий год МВФ прогнозирует номинальный ВВП Украины в размере 1486 млрд гривен – на 167 млрд меньше бюджетного прогноза в 1653 млрд гривен. «Такая разница формирует скрытый дефицит бюджета на 2014 год», – говорит Найман. По его мнению, потенциальный дефицит, с учетом дефицита НАК «Нафтогаз Украины»  в почти 15 млрд гривен, составит около 134 млрд гривен, или 9% реально ожидающегося ВВП. «По меркам тяжелой экономической ситуации в мире и Украине, в частности такой, бюджет выглядит нереалистичным», – считает Найман.

Показатель поступлений от приватизации на уровне 17 млрд гривен также выглядит достаточно оптимистично. Например, в 2013 году от приватизации бюджет рассчитывал получить 10,9 млрд гривен, но фактически поступило около 1 млрд гривен. «Словом, картина в 2014-м будет почти такой же, как и в 2013-м. Только в следующем году будем «гулять» уже на русские кредиты», – констатирует Дмитрий Боярчук.

Дефицит придется закрывать привлечением новых долгов и эмиссией гривны, либо в конце года пересматривать расходы бюджета, а последнее в предвыборный год вряд ли осуществимо, уверен Эрик Найман. Избежать же колебания курса гривны помогут только многомиллиардные поступления иностранной валюты в виде прямых иностранных инвестиций или взлет цен на продукцию украинского экспорта зерновых и черные металлы. 

Парламент также в четверг скорректировал параметры налогового законодательства. Верховная рада заморозила до 2015 года понижение ставки НДС с 20% до 17% и понизила  ставку налога на прибыль на 2014 год с 19% до 18% вместо ранее предусмотренных Налоговым кодексом 16%.

Последнее послабление вряд ли будет иметь принципиальное влияние на бизнес. «Этот налог фактически взимается, исходя из внутренних нормативов налоговой в зависимости от размера предприятия, вида деятельности, оборота: попробуйте только не выполнить этот норматив или показать убытки – мало не покажется. И кому какая разница, какая ставка налога», – говорит Дмитрий Боярчук. Кроме того, с 2013 года этот налог взимается официально авансом, и в суммах не меньших, чем за аналогичный период прошлого года. «А как учитывается разница, если предприятие перестало получать прибыль – пока неясно», – отмечает эксперт.

Результат-2013

Также стали известны предварительные показатели выполнения бюджета 2013 года – их сообщил представитель Минэкономики, уточнив, что эти данные актуальны на 19 декабря. По наиболее весомым источникам налоговых поступлений отмечается недобор на уровне 5-7%. Объем сбора акцизного налога с произведенных в Украине подакцизных товаров может составить 24,6 млрд гривен. Недобор по отношению к плану – 5,2%, или 1,3 млрд гривен.

Выполнение плана по налогу на прибыль прогнозируется на уровне 93,4%, недополучено бюджетом – 4,3 млрд гривен. Недобор по налогу на доходы физических лиц – около 0,5 млрд гривен.

Наиболее сложная ситуация с НДС: в 2013 году доходная часть государственного бюджета может недополучить 13,7 млрд гривен внутреннего НДС и 16,5 млрд гривен НДС по импортным операциям.

Общая сумма доходов госбюджета уходящего года, по предварительной оценке, составит около 94,7% от плана. По общему фонду госбюджета недополученные доходы оцениваются в 17 млрд гривен.

На підставі: Forbes.ua

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»