Проблема так называемого «рейдерства» является для украинского бизнеса достаточно острой. Часто «рейдерский» захват случается в результате неэффективного менеджмента, несовершенства законодательства, построения коррупционных схем и отсутствия корпоративной культуры. Данные факторы делают возможным незаконное завладение практически любым предприятием, независимо от формы собственности, легитимности приобретения, качества оформления учредительных и иных документов, надежности ведения и хранения реестра акционеров. Одним из первых этапов борьбы с «рейдерством» должно стать совершенствование корпоративного законодательства. Только имея в руках эффективный правовой механизм защиты от рейдерской атаки, собственники смогут защитить себя в полной мере.
Рассмотрим более детально законодательные изменения, которые направлены на борьбу с «рейдерством». В первую очередь обратим внимание на столь нашумевший и обсуждаемый «антирейдерский» Закон - «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию правового регулирования деятельности юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» от 10.10.2013 г. №642-VII (далее - Закон). Нормативны акт вступил в силу 29 марта 2014 года.
Основной целью Закона является недопущение использования схем и методов противоправного поглощения и захвата предприятий, которые создают реальную угрозу национальным и экономическим интересам государства и требуют формирования эффективной системы противодействия этим негативным проявлениям.
Законом вносятся изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Уголовный кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, Гражданский кодекс Украины, Законы Украины «О хозяйственных обществах», «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», «О рекламе». Необходимо обратить внимание на такие существенные изменения, предусмотренные Законом.
Расширение сферы ответственности государственных регистраторов. Согласно новой редакции ст. 166-11 Кодекса Украины об административных правонарушениях привлечение государственных регистраторов к административной ответственности станет возможным за любые нарушения установленного законом порядка проведения государственной регистрации. Целью внесенных изменений является ужесточение ответственности государственных регистраторов и недопущение возможных злоупотреблений.
Споры между юрлицом и его участниками, в том числе и бывшими, будут рассматриваться хозсудом по местонахождению юрлица. Законом вносятся изменения в статью 16 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (далее - ХПК), которой определен перечень дел, которые относятся к исключительной подсудности хозяйственных судов. Предлагается часть шестую изложить в новой редакции, суть которой состоит в том, что дела по спорам между юридическим лицом и его участниками (учредителями, акционерами, членами), в том числе и бывшими, будут рассматриваться хозяйственным судом по местонахождению юридического лица согласно данным из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (далее - ЕГР). Таким образом, кроме учредителей и акционеров, участниками споров смогут быть и члены юрлица, а не только хозяйственного общества, как было предусмотрено ранее. Речь идет о спорах, рассматриваемых раннее судами общей юрисдикции в силу того, что, например, частные предприятия, кооперативы, объединения граждан, являясь юридическими лицами, хозяйственными обществами не являлись. Данное нововведение существенно расширит круг споров, которые будут рассматриваться хозяйственными судами.
По делам в отношении имущества юрлиц, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства, суд привлекает орган госвласти. Закон дополняет ст. 27 ХПК положением о том, что по делам в отношении имущества хозяйственных организаций, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства, суд привлекает орган государственной власти, осуществляющий управление корпоративными правами, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Поскольку Закон возлагает ответственность за привлечение к делу органов государственной власти именно на суд, умышленное уклонение судьи от выполнения этих требований при определенных последствиях (в виде легализации судом «рейдерства») будет трактоваться как соучастие в преступлении или заведомо неправосудное решение.
Законом вносятся изменения в статью 67 ХПК касательно процедуры обеспечения иска. Раннее суды очень активно использовали такой механизм, как запрет проведения общего собрания участников общества, что нарушало право на участие в нем и управление обществом тех участников, которые не являются стороной спора и не обжаловали это решение. Это противоречило сути мер обеспечения и цели их применения, которая заключается в защите интересов участников процесса, а не в лишении (нарушении) прав других лиц. Суд не должен принимать меры обеспечения иска, которые связаны с вмешательством во внутреннюю деятельность хозяйственных обществ.
Более того, с целью недопущения ограничения деятельности общества, новая редакция указанной статьи предусматривает, что не допускается обеспечение иска по делам, которые возникают из корпоративных отношений, путем запрета: осуществлять органами государственной власти и/или органами местного самоуправления, возложенные на них в соответствии с законодательством полномочия. Иными словами, любое определение суда, запрещающее органам государственной власти и/или органам местного самоуправления осуществление возложенных на них в соответствии с законодательством функций, является заведомо незаконным.
Также, Законом предусмотрен новый вид обеспечения иска путем установления запрета на внесение изменений в устав общества в части изменения размера уставного капитала. Данная новелла является очень существенной, поскольку раннее путем увеличения уставного капитала «рейдеры» имели возможность уменьшить долю других акционеров/участников и фактически отстранить их от полноценного участия в управлении обществом.
Законом предусмотрено введение уголовной ответственности лиц за подделку документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица, и за противоправное завладение имуществом предприятия путем совершения сделок с использованием поддельных или похищенных документов, печатей, штампов. Данные нормы будут иметь минимальное влияние на защиту от преступных действий в отношении бизнеса, тем более ответственность за подделку документов уже давно предусмотрена Уголовным кодексом.
Существенные изменения вносятся в ст. 31 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей». Так, детально определен порядок не только отмены государственной регистрации изменений в учредительные документы на основании решения суда (как это предусмотрено действующей редакцией), но и порядок проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением.
Стоит отметить, что Закон является достаточно прогрессивным и направлен на урегулирование важных аспектов противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий. Однако проблема «рейдерских» захватов в Украине заключается не только в несовершенстве законодательства, проблема - в высокой коррумпированности государственных учреждений и правоохранительных органов, в отсутствии желания менять ситуацию.
Анализируя «антирейдерские» изменения в законодательстве, нельзя не упомянуть о новой редакции Положения об осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей (далее - Положение), утвержденной Приказом Министерства юстиции Украины от 12.02.14 г. №326/5 и вступившей в силу 18 февраля 2014 года.
Новая редакция положения была принята с целью усиления контроля над государственными регистраторами юридических лиц и физических лиц - предпринимателей и предотвращения их участия в «рейдерских» схемах захвата предприятий или в корпоративных конфликтах между учредителями (участниками) юридических лиц.
Одной из существенных новелл Положения является проведение проверок Государственной регистрационной службой Украины (далее - Укргосреестр) путем:
- рассмотрения документов, поступивших к государственным регистраторам, о проведении государственной регистрации юридических лиц, размер уставного капитала которых составляет более 10 млн. грн., на наличие оснований для оставления документов без рассмотрения и отказа в государственной регистрации юридических лиц;
- рассмотрения судебных решений, которыми признано неправомерным/незаконным совершение госрегистратором действий, и судебных решений о признании полностью или частично недействительными решений собрания участников юридического лица, вступившие в законную силу, на предмет изменений в ЕГР путем внесения соответствующих записей.
Для проведения таких проверок государственные регистраторы в день поступления документов направляют их электронные копии в Укргосреестр/регистрационные службы главного управления юстиции. Регистрационные действия проводятся государственными регистраторами после получения уведомления о результатах рассмотрения документов или судебных решений.
Данный нормативный акт является частью так называемого антикоррупционного пакета, направленного на упреждение проявлений «рейдерства» или коррупции. Тем не менее, наблюдать на данный момент можно лишь усложнение и затягивание процедуры регистрации юридических лиц, размер уставного капитала которых составляет более 10 млн. грн. Так, в нашей практике случались прецеденты отказа в проведении государственной регистрации. Причины такого отказа Укргосреестр/регистрационные службы главного управления юстиции не мотивируют, что никоим образом не предупреждает проявление коррупции, а лишь способствует ей.
Учитывая вышеизложенное, стоит отметить, что законодатель предпринимает определенные действия для борьбы с «рейдерством». Однако, по нашему мнению, стоит в первую очередь определить на законодательном уровне само понятие «рейдерства», установить ответственность именно за «рейдерские» действия и так шаг за шагом устранять остальные пробелы, которые способствуют распространению этого явления в Украине. Результатом таких улучшений, несомненно, может стать повышение интереса иностранных инвесторов и инвестиционная привлекательность Украины в целом.
Анна Зоря, партнер Адвокатского объединения Arzinger
Екатерина Звягина, юрист Адвокатского объединения Arzinger