Новый закон о высшем образовании вступит в действие уже с 6 сентября этого года. Один из ключевых моментов данного закона — расширение автономии вузов как в образовательном, административном, так и финансовом смысле. Уже этой осенью должен начаться процесс реорганизации полномочий университетов и их ученых советов. Предполагается, что будут существенно расширены полномочия студенческих организаций. Кардинальные изменения произойдут и в сфере финансирования высшей школы.
Что уже сделано
Пока сделано немного. Изменения коснулись форматов дипломов, а также учебных степеней, которые могут получать выпускники вузов.
Ученые степени. С этого года вузы прекратят готовить "специалистов". Те студенты, которые заканчивают обучение на "специалиста", будут приравнены к "магистрам" и получат диплом о завершении магистратуры. Для "специалистов", которые закончили обучение недавно, существует возможность замены диплома — на магистерский.
В Украине также ликвидируют статус "кандидат наук" и начнут готовить докторов философии, которые будут приравниваться к европейской степени PhD.
По словам директора Докторской школы Киево-Могилянской академии Михаила Винницкого, процесс обучения "докторов философии" не будет кардинально отличаться от подготовки "кандидатов наук". Планируются некоторые нововведения. В частности, к выполнению научной работы и преподаванию добавится лекционное обучение. Измениться порядок проведения исследовательских работ. Они станут многопрофильными. Для их написания аспиранту понадобиться консультация нескольких научных руководителей. Порядок защиты звания "доктор философии" также поменяется. Перед защитой научных работ аспиранты должны будут сдавать экзамен по профильным предметам.
"Все кандидаты наук в ближайшее время получат степень "доктор философии" без дополнительного обучения. Аспиранты, поступившие на обучение в этом году, будут учиться по новой системе", — отметил он.
Дипломы. Теперь выпускники будут получать диплом европейского образца, который отличается от предшественника размером и наличием QR-кода. Диплом печатают на украинском и английском языках. В прошлом учебном году студентам давали возможность выбрать, какой именно образец документа они хотели бы получить. С 2015 года все выпускники вузов будут получать единый диплом европейского образца.
База данных. Создать Единую государственную электронную базу дипломов не составило особого труда, учитывая, что уже существуют подобные системы внутри каждого вуза. Работодателю будет не сложно проверить действительность диплома с помощью QR-кода и смартфона. При сканировании кода, на экране появляется изображение диплома с подтверждением его подлинности.
Что предстоит сделать
Все важные нововведения невозможно внедрить в короткие сроки, их исполнение растянуто во времени. Оно требует значительных трудовых и материальных затрат. Реализация закона займет два года — с 2014 до 2016.
Студенческое самоуправление. "Роль студенческого самоуправления определяют сами студенты. Они должны взять право управления на себя", — уверен министр образования и науки Украины Сергей Квит. По его словам, активные студенты должны сами вмешиваться в процесс управлением вуза. Только так можно избежать "ректорского феодализма".
Согласно закону, роль студентов в управлении вузом резко увеличивается. С осени этого года руководство вуза ежегодно должно отчитываться перед студентами о выполненной работе.
Студрады смогут влиять на внутренний распорядок работы университета, подавать на рассмотрение ученой раде просьбы об увольнении преподавателей и работников ректората. Студенты также смогут заниматься вопросами поселения, контролировать финансовую деятельность вуза.
Студенческие рады будут формироваться по принципу прямых выборов.
"Закон заработает тогда, когда и студенты, и преподаватели захотят брать на себя всю ответственность", — говорит проректор Украинского Католического Университета (УКУ) Павел Хобзей.
По его словам, вуз готов провести прямые выборы в студрады и расширить их полномочия.
Научно-технические исследования. В новом законе прописана возможность вузов получать статус "национального" и "исследовательского".
Национальные университеты будут заниматься научно работой с целью обучения студентов. Вузы, которые получат статус "исследовательских" должны будут проводить инновационные работы.
Предполагается, что инновационные университеты будут разрабатывать прорывные научные программы, имеющие большое значение для бизнеса и государства.
"Бизнес обратится к исследовательским университетам только тогда, когда вузы смогут предложить актуальные и работающие разработки", — утверждает эксперт в области образования Игорь Ликарчук.
В "КПИ" на протяжении прошлого года реализовано семь научно-технических программ, которые были выполнены по заказу бизнеса.
"Для выполнения большого количества заказов от бизнеса у нас не хватает материального обеспечения. Обычно мы выполняем небольшие заказы, которые направленны на модернизацию линий производства или разработку оборудования. Создать новую линию производства мы не в состоянии, да и потребности нет. Компании предпочитают покупать патенты за границей у проверенных поставщиков оборудования", — прокомментировал ситуацию проректор НТУУ "КПИ" Сергей Гожий.
Соответственно, для запуска научно-исследовательских программ необходимы немалые вливания денег — как со стороны государства, так и частных компаний.
Group DF уже имеет опыт сотрудничества с вузами. Азотный бизнес — ключевой для группы (представлен химическим холдингом OSTCHEM), поэтому особое внимание уделяется развитию химического образования и науки.
"Мы стремимся повысить престижность специальностей, имеющих отношение к нашему бизнесу и ключевых для экономики страны, — комментирует ситуацию менеджер по корпоративной ответственности Group DF Ольга Пикульская. — Группа предоставляет современное оборудование для химических лабораторий, поддерживает молодых талантливых химиков на всеукраинских и международных олимпиадах, выделяет стипендии для преподавателей".
По ее словам, вопрос закупки научных разработок в исследовательских научных университетах также актуален для группы.
Университетам придется кардинально обновить свою материально-техническую базу, методы работы и подтянуться к мировому уровню научных разработок, иначе бизнес так и не дойдет до дверей государственных исследовательских вузов.
Финансирование. В новом законодательстве вузам расширяют финансовую независимость, разрешая самостоятельно распоряжаться собственным деньгами. Университеты теперь сами могут "зарабатывать", выполняя научно-технические исследования как для государства, так и для бизнеса. А также переводить полученные деньги на личный банковский счет.
"Вузы еще не открывали банковские счета, у них нет такой возможности, пока мы не внесли изменения в закон об госфинансировании. В случае если университет откроет банковский счет самостоятельно, он лишится статуса государственного", — отметил Сергей Квит. Законопроект готовится и в ближайшее время будет передан в Верховную Раду на рассмотрение.
По словам эксперта в сфере образования Юрия Витренко, подобное нововведение очень правильное. Оно поможет вузам вести открытую экономическую деятельность.
В НТУУ "КПИ" еще не сильно понимают, как они смогут вести финансово-хозяйственные действия, и не спешат открывать личные банковские счета.
По мнению Михаила Винницкого, государственные вузы не станут вести самостоятельную финансовую деятельность, боясь взять на себя абсолютную ответственность.
"Проблемой для университетов станет качественное управление финансами. В ректоратах попросту нет специалистов по вопросам самостоятельного управления деньгами", — говорит Винницкий.
Если украинские вузы не знают, да и особо не стремятся получать финансовую независимость, то европейские и американские учебные заведения активно используют подобные практики.
К примеру, американские университеты давно создают эндаумент-фонды — вузы вкладывают свои деньги в инвестиционные фонды, хендж-фонды, и тем самым зарабатывают как коммерческие компании. Порядка 20% дохода американских вузов формируется как раз за счет инвестирования.