Министерство финансов, начав работу над проектом госбюджета, составило список мероприятий, которые позволят сэкономить в следующем году свыше 27,1 млрд грн и решить проблему с поиском 496 млрд грн на расходы, источники покрытия которых в бюджете не предусмотрены. Главным образом, такую экономию должно обеспечить урезание всевозможных льгот, замораживание размера соцвыплат и массовое сокращение работников бюджетных учреждений.
Поствыборный синдром
В пятницу, 5 декабря, наработки Минфина рассматривал правительственный комитет социально-экономического развития. Инициативы министерства стали достоянием общественности после их публикации журналистами и блогерами в соцсетях. Официально в правительстве документы не обнародовали. В то же время собеседник из аппарата Кабмина подтвердил, что резонансный пакет предложений действительно готовили в Минфине, причем еще при экс-министре Александре Шлапаке. Многие из инициатив в черновом варианте были прописаны до парламентских выборов, объяснил собеседник. Но ввиду очевидной непопулярности реформ у общественности их отложили.
Учитывая состояние экономики, неудовлетворительные темпы сбора налогов и предстоящие крупные выплаты по государственному долгу в 2015 г., другого выбора у государства нет, убеждены в Кабмине.
Спасти казну
Экономить намерены на всем, в том числе на медицине и образовании, следует из списка реформ Минфина. Так, предлагается упразднить законодательные нормы, согласно которым государство должно направлять на эти две отрасли не менее 10 % национального дохода. В качестве оправдания в Минфине говорят, что это положение и так не выполняется. В связи с чем министерство предлагает внести изменения и в Конституцию, изъяв положение о бесплатных образовании и медицине. По подсчетам Минфина, только за счет этого пропадет необходимость изыскивать ежегодно порядка 211 млрд грн.
Урезать расходы предлагается и в более мелких масштабах — например, отказавшись от бесплатного питания в больницах для пациентов, находящихся на стационарном лечении. Экономия в данном случае может составить порядка 956 млн грн в год. Еще 1,2 млрд грн предлагают сохранить в казне, прекратив с сентября 2015 г. выплату стипендий в учебных заведениях. Исключение хотят сделать только для детей, имеющих специальные льготы, например сирот или инвалидов.
Неприятный сюрприз ожидает военных и сотрудников правоохранительных органов. Для них среди инициатив Минфина значится, к примеру, сокращение количества милиционеров в стране с 245 тыс. человек до около 135 тыс. Это сохранит для казны около 2 млрд грн в год. Среди нововведений для военно¬служащих может стать отмена компенсации на покупку жилья и погашения ипотечных кредитов за счет госбюджета. Таким образом экономия составит более 7 млрд грн.
Потенциальную экономию в более чем 6,3 млрд грн Минфин увидел в сокращении работников бюджетной сферы на 3 . Эта же норма была предусмотрена в Меморандуме между Украиной и МВФ. Тогда тоже речь шла о том, что зарплаты бюджетного сектора не должны превышать 10,2 ВВП Украины. Именно поэтому штат бюджетников необходимо проредить на 3 % от общего количества.
Достойная старость
Существенные изменения ожидают пенсионную систему. В Минфине предлагают заморозить индексацию пенсий до стабилизации ситуации в экономике. Правда, не указывают, когда именно это может произойти. Замораживание пенсий позволит сэкономить более 2,8 млрд грн. Вместе с этим предложено ограничить спецпенсии для госслужащих и парламентариев.
То, что такие меры действительно рассматриваются правительством, косвенно подтвердил и недавно назначенный министр социальной политики Павел Розенко, о чем он написал в субботу на своей странице в Facebook. «Будем предлагать переход к единым принципам начисления пенсий. Трех десятков пенсионных систем в Украине, надеюсь, уже не будет никогда. Систему спецпенсий будем разрушать», — отметил Розенко. По его словам, также рассматривается возможность развития негосударственного пенсионного страхования. Речь идет о подготовке к переходу на накопительный уровень пенсионного обеспечения.
Также в правительстве готовы вернуться к инициативе введения адресности льгот. Такая возможность обсуждается уже не первый год. Здесь, как отметил Розенко, будет задействовано три направления реформирования: отмена льгот, жесткая привязка к доходам конкретного человека и монетизация некоторых видов льгот.
На согласование бюджетных инициатив у нового правительства осталось немного времени, так как подать проект бюджета в парламент необходимо в ближайшие недели. В связи с этим есть вероятность, что обсуждения реформ с населением ждать уже не стоит.
Проводить общественные обсуждения по предложенным изменениям вряд ли будут, соглашается руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. Ведь вынося на обсуждение, например, вопрос повышения пенсионного возраста, на положительную реакцию граждан рассчитывать не приходится. С другой стороны, по словам Бураковского, нововведениям в социальной сфере должно предшествовать информирование населения о грядущих переменах.
При этом сокращение бюджетных расходов при нынешней ситуации в экономике — это неизбежный шаг, заверил он. «Но кроме видимых вещей, как сокращение бюджетных расходов, правительству нужно не забывать о таком источнике экономии, как целевое использование средств», — напоминает эксперт.
Ростислав Шаправский