В понедельник правительство внесло в парламент и через несколько часов отозвало проект бюджета на 2016 г. Официальная версия - его необходимо доработать с учетом налоговой реформы, так как предварительный вариант главного финансового документа страны разработан на старой законодательной базе. Он, в частности, предполагал рост доходов сводного бюджета почти на 70 млрд грн. В доходной части учтены поступления в результате отмены спецрежима для аграриев, снижение ставки ренты при добыче газа и введение рентных платежей при добыче янтаря, а также индексация акцизов.
В то же время предлагаемые правки в налоговое законодательство могут сократить отчисления в казну на 55 млрд грн. В правительстве не исключают, что глобальная реформа налоговой системы будет провалена, и правки госбюджета будут только косметическими.
В то же время предлагаемые правки в налоговое законодательство могут сократить отчисления в казну на 55 млрд грн. В правительстве не исключают, что глобальная реформа налоговой системы будет провалена, и правки госбюджета будут только косметическими.
Туда-сюда бюджет
Как и обещали в Министерстве финансов, законопроект "О госбюджете на 2016 год" в понедельник был утвержден Кабмином и сразу же направлен в парламент. В системе Верховной рады документ был зарегистрирован под №3000, однако текста так и не появилось. А уже вечером он был отозван правительством. Хотя в Минфине до последнего считали, что публиковать текст все же необходимо, с этим не соглашался Кабмин.
Таким образом, формально Минфином были соблюдены нормы Бюджетного кодекса, предусматривающие подачу главного финансового документы страны на следующий год до 15 сентября. Однако основной и официальной версией его отзыва из парламента стало то, что его параметры формируются на основе действующей налоговой базы.
Но с учетом законодательных процессов, происходящих в Украине, уже в ближайшее время доходная и расходная части бюджета могут претерпеть существенные изменения. Как говорится в пресс-релизе Минфина, на это будут влиять изменения в налоговое законодательство, реструктуризация долгов, а также оценка СНБО оборонных потребностей страны.
"Таким образом, проект закона будет требовать дальнейшей доработки", - отметили в министерстве.
В то же время, согласно статье 28 Бюджетного кодекса, Минфин обязан обеспечить обнародование проекта бюджета. Кроме этого, документ должен быть опубликован в "Урядовом курьере" не позже, чем через семь дней после его подачи в парламент, а бюджетные запросы распорядителей средства должны быть размещены на официальных сайтах.
Но, как заверил первый замглавы парламентского комитета по вопросам бюджета Василий Амельченко, проект официально так в комитет и не поступал. А первый замглавы фракции "Блока Петра Порошенко" Игорь Кононенко вообще предложил не обращать на факт регистрации законопроекта внимания, так как бюджет-2016 "все равно будет дорабатываться".
Ожидаемые доходы
По данным, прогнозные показатели доходов сводного бюджета должны увеличиться на 11,5% или почти на 70 млрд грн по сравнению с 2015 г. и изменениями, предложенными правительством в связи с увеличением соцрасходов. В том числе, общий фонд должен вырасти на 67,5 млрд грн, специальный - на 1,8 млрд грн.
В распоряжении оказалась аналитическая записка об основных параметрах бюджета на 2016 г. Согласно ей, доходная часть разработана с четом продолжения действия военного сбора, снижения нагрузки на граждан за счет предоставления налоговой социальной льготы в размере 100% от размера прожиточного минимума для работоспособных (сейчас - 50%).
Кроме того, база учитывает использование системы электронного администрирования НДС, регистрации всех налоговых накладных вне зависимости от размера налога в одной накладной, а также возобновления действия налогообложения операций по экспортным поставкам зерновых по нулевой ставке.
В целом план по возмещению НДС в следующем году должен превысить 80 млрд грн. Что делать со старыми долгами, Минфин еще будет согласовывать с Международным валютным фондом, миссия которого прибывает в Украину 22 сентября и будет работать здесь около трех недель.
Также показатели доходов проекта бюджета учитывают снижение прибыли от Нацбанка в 2016 г. на 26,4 млрд грн (план составит 34,1 млрд грн), отсутствие импортного сбора, введенного с 25 февраля 2015 г. (-17,6 млрд грн).
"Более 2 млрд грн приносит импортный сбор, был бы смысл его оставить и с ВТО у нас в этом вопросе проблем нет", - прокомментировал ситуацию источник РБК-Украина в правительстве.
Минус по доходам в размере 4,5 млрд грн дает также налоговая социальная льгота, а отмена с 1 января сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на газ для всех потребителей обойдется бюджету в 2,8 млрд грн.
В то же время дополнительные доходы, которые Минфином также учтены в предварительной версии бюджета, дает отмена спецрежима НДС для аграриев (10,8 млрд грн), введение рентной платы за пользование недрами при добыче янтаря (1,4 млрд грн) и платы за лицензии на осуществление букмекерской деятельности, организацию и проведение азартных игр в казино, негосударственных лотерей (2,4 млрд грн), а также индексация акцизных ставок (9,2 млрд грн). В случае с акцизом речь идет только об увеличении налоговой нагрузки в рамках инфляции - на 26% - без повышения в рамках обязательств перед ЕС.
Предельный объем дефицита госбюджета предлагается предусмотреть на уровне 3,5% от ВВП - 79,2 млрд грн. В соответствие с меморандумом МВФ, этот показатель должен составить не более 3,7% - 83,7 млрд грн. Поступления от приватизации, как и в текущем году, прогнозируется на уровне 17 млрд грн.
Плановые расходы
Расходы сводного бюджета должны составить 757,3 млрд грн.
Как уже сообщалось, следующее повышение минимальной зарплаты запланировано на 1 мая - на 72 грн до 1450 грн и с 1 декабря - до 1550 грн.
Перечень расходов:
на помощь семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам с детства и детям-инвалидам - 46,9 млрд грн;
на предоставление льгот и жилищных субсидий - 43 млрд грн;
дотации Пенсионному фонду - 70,3 млрд грн:
госпомощь на детей-сирот, приемным родителям - 0,8 млн грн;
повышение стипендий ученикам, студентам, аспирантам, докторантам -1,2 млрд грн;
компенсация предприятиям за мобилизованных сотрудников - 2,8 млрд грн;
финансирование дефицита НАК "Нафтогаз Украины" - 7,9 млрд грн за счет выпуска ОВГЗ;
оборона и правоохранительная деятельность - 106,5 млрд грн, из которых 100,9 млрд грн - из общего фонда.
Кроме того, проект бюджета предполагает, что ресурс местных органов власти должен увеличится на 55,5 млрд грн по сравнению с 2015 г. и составить 332,2 млрд грн. Собственные доходы составят 119,3 млрд грн, трансферты - почти 213 млрд грн. В Госфонде регионального развития предполагается предусмотреть 5,3 млрд грн.
При условии налоговой реформы
Так выглядят основные параметры предварительного проекта бюджета-2016. Если же учитывать в документе предложенную Минфином налоговую реформу, то потери бюджета могут составить 55 млрд грн. Дефицит казны с учетом еще более либеральных подходов в системе, на которой настаивает глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, может составить 130 млрд грн.
"Тогда нужно отказываться от пенсионных выплат, ликвидировать Пенсионный фонд, не финансировать оборону", - заявил источник в правительстве.
По результатам предварительных консультаций, в частности с местными органами власти, вообще прозвучали идеи о переносе сроков введения налоговой реформы на 1 января 2017 г.
"Налоговая реформа не отработана, она несет риски, - рассказал один из представителей местных органов власти. - Когда работали над децентрализацией, обсуждали конкретные законопроекты. Их было несколько: первый в августе прошлого года, второй - в сентябре, третий - в декабре. Но это был документ. А что с налоговой реформой? Обсуждаем модели и концепции, создаем очередные рабочие группы".
Заместитель исполнительного директора "Ассоциации городов Украины" Александр Слобожан добавил, что только повышение уровня социальной налоговой льготы до 100% прожиточного минимума сократит доходы местных бюджетов от налога на доходы физлиц на 28%.
"Граждане будут платить меньше, значит, по логике, будет меньше НДФЛ. Не смогут выиграть местные бюджеты, им нужны компенсаторы", - отметил он.
Напомним, что после представления на Нацсовете реформ нескольких моделей налоговой реформы, при налоговом комитете была создана рабочая группа. В понедельник прошло ее первое заседание, где, в частности, Игорь Кононенко заявил, что если не будет конструктива в работе, то в парламент будут поданы два законопроекта - правительственный и депутатский. Какую из моделей поддержать - решат сами депутаты.
"Мы пишем проект. Он готов на 80-90%. Выписываются технические моменты, идут консультации с ГФС, чтобы не было проблем с администрированием", - заверила замминистра финансов Елена Макеева.
Пока что особой депутатской поддержки реформе от правительства нет. Поэтому в Кабмине не исключают, что проект бюджета в основных моментах так и останется в нынешнем виде. А проект налоговой реформы будет, конечно, подан, но провален в Верховной раде. Чтобы доходы и расходы бюджета остались в балансе, возможны лишь косметические правки в Налоговый кодекс.
В то же время, МВФ может оценить только то, что, образно говоря, может пощупать. И, поскольку налоговой реформы до сих пор нет, в фонде могут оценивать лишь бюджет в его нынешнем виде, и он для них будет более реалистичным, чем еще не написанный под новые правила в налоговой системе.