13 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5115 «О внесении изменений в Закон Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения»».
Инициатором законопроекта выступил Кабинет Министров Украины.
Механизм по передачи имущества в состоянии военного положения
Проект Закона разработан Минэкономразвития во исполнение п. 6 поручения Кабинета Министров Украины от 22 июня 2015 года №24188/1/1-15 Закона Украины от 12 мая 2015 года №389-VIII «О правовом режиме военного положения», ст. 28 которого определена необходимость внести изменения в Закон Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» в связи с принятием этого Закона, а также поручения Кабинета Министров Украины от 31 марта 2016 года №10647/1/1-16.
Как отмечается в пояснительной записке, Закон Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» определяет механизм передачи, принудительного отчуждения или изъятия имущества у юридических и физических лиц для нужд государства в условиях правового режима военного или чрезвычайного состояния.
В соответствии со ст. 4 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» на территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного состояния, обороны, гражданской защиты, общественного порядка и безопасности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан предусмотрено создание временных государственных органов — военных администраций.
Согласно ст. 8 этого Закона, в Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения, в частности, принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке.
«Таким образом, возникла необходимость внесения изменений в Закон Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» в части определения полномочий соответствующих военных администраций», — отмечает Кабинет Министров Украины.
Замечания предложения Главного научного-экспертного управления
Как отмечает научное-экспертное управление, в проекте предлагается согласовать Закон Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» с Законом Украины «О правовом режиме военного положения» в вопросе передачи, принудительного отчуждения или изъятия имущества у физических и юридических лиц для нужд государства в условиях правового режима военного или чрезвычайного состояния.
Главное управление, рассмотрев проект, считает целесообразным выразить к нему следующие замечания и предложения.
По их мнению, предложенные изменения в ст. 4 Закона Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» не совсем согласуются с Законом «О правовом режиме военного положения». Дело в том, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 на территориях, где введено военное положение, военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления принудительно отчуждать частное и коммунальное имущество и изымать имущество государственных предприятий и государственных хозяйственных объединений для нужд государства в установленном законом порядке.
Из содержания же новой редакции ст. 4 Закона Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» следует, что военное командование и военные администрации могут самостоятельно без участия органов местного самоуправления принимать решения о принудительном отчуждении или изъятии имущества коммунальной собственности, которое не в полной мере согласуется с Конституцией Украины, которая не предусматривает возможности принудительного отчуждения или изъятия имущества коммунальной собственности.
По мнению Главного управления, если на территории, где введено военное положение, есть органы местного самоуправления, то без них такие вопросы решаться не могут.
В случае несформирования органов местного самоуправления к полномочиям военного командования и военной администрации в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» относится только осуществление управления имуществом, которое находится в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины (кроме решения вопросов отчуждения, в т.ч. путем приватизации коммунального имущества и предоставления муниципального имущества в аренду на срок более чем один год).
Из этих соображений юридически некорректными выглядят предложения проекта ст. 6 Закона «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения», согласно которым передача коммунального имущества в государственную собственность может осуществляться не только по решениям сельских, поселковых, городских, областных, районных советов (как это предусмотрено в действующей редакции Закона), но и за решениями военной администрации.
Также обобщая вывод Главного научного-экспертного управления: «По результатам рассмотрения в первом чтении проект целесообразно вернуть на доработку с последующим учетом высказанных замечаний и предложений».
Что будет нести в себе законопроект
Целью законопроекта является совершенствование законодательного регулирования механизма передачи, принудительного отчуждения или изъятия имущества в условиях правового режима военного состояния.
Также принятие Закона позволит создать нормативно-правовую базу для осуществления мер правового режима военного положения в случае его введения.
Андрей Кривещенко