• Посилання скопійовано

Кабмін хоче створити в Криму вільну митну зону

Кабмін підготував документ, необхідний для вирішення проблеми по частині оподаткування та митного режиму українського бізнесу в Криму, але багато питань в ньому відображені лише частково і навряд чи допоможуть бізнесу

Кабмін хоче створити в Криму вільну митну зону

Кабмин определился с правилами налогообложения в Крыму. Как говорится в законопроекте «Об особенностях налогообложения на временно оккупированной территории», полуостров получит статус «свободной таможенной зоны промышленного типа».

«Бизнес, работающий в Крыму, сегодня оказался в сложной ситуации. Один из самых острых вопросов - это учет и уплата налогов. Предприниматели оказались в полной неопределенности, какое законодательство им применять в своей работе», - объяснил мотивацию принятия документа глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник.

Он уточнил, что в условиях временной оккупации АР Крым и Севастополя украинские органы исполнительной власти не могут выполнять свои функции и предоставлять налогоплательщикам услуги по зачислению налогов и сборов в государственный бюджет Украины. В результате налогоплательщики по независящим от них причинам становятся нарушителями законодательства. «Сейчас принятие этого документа поможет бизнесу избежать формирования искусственных убытков и создаст рабочие условия для ввоза товаров на материковую часть Украины и их вывоза с временно оккупированной территории», - утверждает народный депутат.

Примечательно, что Федеральная налоговая служба России определила, что российское законодательство о налогах и сборах начнет действовать на территориях Крыма и города федерального значения Севастополь с 1 января 2015 г. На своем сайте это ведомство обнародовало нормативно-правовую базу переходного периода и разъяснения для налогоплательщиков Крыма.

Вне зоны доступа

Согласно законопроекту Кабмина, зарегистрированные в Крыму физические и юридические лица и подразделения компаний освобождаются от начисления и уплаты налогов, а также подачи в налоговые органы Украины отчетности и деклараций. В отношении этих предпринимателей с 1 марта 2014 г. санкции за нарушения при подаче налоговых деклараций не будут применяться. Если эти компании работают с материковой частью Украины, то платят налоги как нерезиденты. Примечательно, что налогоплательщики с филиалами в Крыму не смогут воспользоваться механизмом консолидированной уплаты налога на прибыль. Налог на прибыль они будут платить как нерезиденты согласно Налоговому кодексу Украины. Предприниматели, которые стоят на учете в Крыму, освобождаются от уплаты НДС. Для маркировки произведенной на территории Крыма алкогольной и табачной продукции используются акцизные марки украинского образца.

Законопроект определяет Крым как территорию, которая расположена «за границами таможенной территории Украины». Товары, которые находятся в Крыму, считаются иностранными. Продукция крымского производства будет ввозиться на территорию Украины без уплаты ввозной пошлины. Эта же льгота - до 1 января 2015 г. - распространяется на основные средства предприятий, которые решили работать не в Крыму, а на остальной территории Украины.

К основным средствам, согласно законопроекту, будут относиться ресурсы, которые пребывали в свободном обороте в Украине, находились на балансе предприятия не менее года и соответствуют его деятельности. Перечень этих средств Кабмину еще только предстоит утвердить. При этом передача этой собственности другим лицам для использования в Украине в аренду, взаймы, в качестве вознаграждения или в залог в течение года после выпуска будет облагаться пошлиной.

Возможные последствия

На сегодняшний день компании Крыма находятся в довольно сложном положении. Остановлены все платежи - если предприятия отгрузили продукцию, они не могут получить за нее деньги, а теперь уже непонятно, в какой валюте они их будут получать, отмечает генеральный директор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичев. Налоговые накладные не принимаются.

По мнению опрошенных экспертов, требующие решения проблемы по части налогообложения и таможенного режима в этом законопроекте отображены лишь частично. А ряд вопросов по-прежнему остается нерешенным. Например, по словам Руслана Ильичева, непонятно: какие структуры подпадают под действие этого закона? Каким образом и кто будет вести их реестр, особенно с учетом того, что все компании на полуострове будут перерегистрированы согласно российскому законодательству? Если продукция из Крыма будет поставляться в третьи страны, каким образом она будет проходить через территорию Украины в качестве транзита? Как будет регулироваться система разрешительных документов для продукции из Крыма, например, ветеринарные и фитосанитарные сертификаты? К тому же, по словам эксперта, в проекте закона очень много отсылочных норм и он требует существенной доработки.

В Крыму находятся предприятия, которые являются сырьевой базой для украинских производителей и наоборот. Речь не только о рынках сбыта, но и о созданных производственных цепочках. Например, отмечает Руслан Ильичев, «Балаклавское рудоуправление» в Севастополе поставляет флюсы на «Криворожсталь», а «Крымский Титан» получает ильменит из Ильшанского и Вольногорсокого ГОК. «Если в ближайшее время законодательно не урегулировать хозяйственную деятельность с Крымом и крымскими предприятиями, фактически мы рискуем получить торгово-экономическое эмбарго, которое сулит проблемы не только крымским компаниям, но и тем, которые работают на остальной части Украины» - прогнозирует он. Речь идет о возможном уменьшении объемов производства, поиске альтернативных поставщиков, сокращении рабочих мест.

Как отметил руководитель налоговой практики Baker Tilly в Украине Рустам Вахитов, на ухудшение торговых отношений с полуостровом может повлиять еще один вопрос, который пока не урегулирован законопроектом. «Допустим, резидент Крыма получает доход от активов на континентальной части Украины, который облагается налогом на репатриацию по ставке 15%. Будет ли эта ставка снижена до уровня, предусмотренного российско-украинским соглашением об избежании двойного налогообложения?» - задается вопросом эксперт. Если налог будет взиматься по максимуму, то это будет препятствовать товарообороту между полуостровом и континентальной частью Украины. Решение может быть в том, считает Вахитов, чтобы для нерезидентов Крыма сделать исключение и не применять к ним налог на репатриацию.

Джерело: Капітал

Рубрика: Держрегулювання/ЗЕД

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ЗЕД»