Украина ввела таможенное декларирование грузов в/из временно оккупированной территории Крыма. По словам замглавы Государственной фискальной службы (ГФС) Украины Анатолия Макаренко, грузовые таможенные декларации в соответствии с законом о свободной экономической зоне (СЭЗ) в Крыму оформили уже 120 субъектов внешнеэкономической деятельности. Ожидается, что сегодня, 1 октября, Российская Федерация также введет декларирование товаров при перемещении грузов из Крыма. Как эта процедура повлияет на бизнес?
27 сентября вступил в силу закон «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на оккупированной территории Украины». Основной идеей принятого закона является создание на территории Крыма свободной экономической зоны, в пределах которой действует особый режим налогообложения (освобождение от уплаты практически всех налогов и сборов); в пределах которой действует особый порядок расчетов (разрешаются мультивалютные операции; а также в пределах которой существует особый порядок осуществления таможенного контроля при ввозе/вывозе товаров за/в пределы ВЭЗ Крым.
Учитывая оперативность принятия данного закона, а также юридическое непризнание вхождения Крыма в состав РФ и неправомерную гармонизацию законодательства Крыма с законодательством РФ, у бизнеса возникли противоречивые мнения. Они связаны с введением особого таможенного режима пропуска товаров, ввозимых/вывозимых на территорию/с территории материковой Украины в СЭЗ Крым и наоборот.
Так как, по мнению отдельных собственников бизнеса, введение режима экспорта/импорта на границе с Крымом подтвердило, что Украина признала аннексию Крыма и вхождение его в состав РФ. По мнению других, данные меры Украина вынуждена предпринять для контроля за перемещением грузов в силу непростой ситуации, которая сейчас сложилась на юго-востоке страны.
Но практически все сошлись во мнении о том, что такое быстрое введение таможенных процедур на административной границе СЭЗ Крым приведет к срыву сроков поставок, к неразберихе на таможне и к возможным негативным финансовым потерям для бизнеса.
В положениях закона №1636-VII заложен ряд особых моментов, которые с 27 сентября стали основополагающими для бизнеса при перемещении грузов, автомобилей коммерческого назначения через административную границу СЭЗ Крым.
Во-первых, чтобы предприниматель мог в полной мере осуществлять внешнеэкономические операции с перемещением грузов и транспортных средств через таможенную территорию Украины, ему необходимо предварительно зарегистрироваться как субъекту внешнеэкономической деятельности (обратиться в региональные таможенные органы для аккредитации в качестве субъекта ВЭД), сформировать соответствующий пакет документов для предоставления в Херсонскую либо Запорожскую таможню, которые сегодня являются таможнями на границе с СЭЗ Крым.
Во-вторых, введено обязательное декларирование грузов, перемещающихся на территорию СЭЗ Крым (режим экспорта) либо перемещающихся с территории ВЭЗ Крым (режим импорта).
Следует отметить, что органы государственной власти, дабы избежать неразберихи в пунктах пропуска, оперативно выдали соответствующие разъяснения. Так, письмом Государственной фискальной службы Украины №5626/7/99-99-24-01-06-17 от 26 сентября были предоставлены подробные разъяснения об особенностях осуществления таможенных формальностей, связанных с перемещением товаров, транспортных средств коммерческого назначения через административную границу СЭЗ Крым.
Данным письмом достаточно подробно описаны порядок выбора типа декларации и порядок ее заполнения при перемещении товаров через административную границу с ВЭЗ Крым, выбора таможенного подразделения, где будут осуществляться таможенные формальности, определены коды, освобожденные от уплаты таможенных платежей, и т.д.
В-третьих, одним из основополагающих моментов для пропуска грузов через административную границу с ВЭЗ Крым является определение места происхождения товаров с соответствующим документальным подтверждением, а именно от этого нюанса будет зависеть та или иная форма осуществления таможенных формальностей.
В связи со сложившейся ситуацией пункты пропуска какое-то время, возможно, будут функционировать с задержками, поскольку процедура достаточно новая как для большинства предпринимателей, осуществляющих свою деятельность с Крымом, не успевших подготовиться к таким изменениям в законодательстве, так и для таможенных органов, на плечи которых легло бремя осуществления таможенных формальностей.
Длительная процедура прохождения таможенного контроля может привести к различным проблемам: несвоевременная поставка товара, его порча, простой, и к другим убыткам, которые значительным образом могут повлиять на ведение бизнеса. Поэтому важным моментом для помощи предпринимателям будет правильно организованная процедура пропуска грузов и коммерческих автомобилей через административную границу СЭЗ Крым непосредственно в пунктах пропуска, а также соблюдение бизнесом правил, предусмотренных Таможенным и Налоговым кодексами и законом о СЭЗ.
Закон №1636-VII определяет ряд особенностей при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования. Так, споры между субъектами хозяйствования по местонахождению на территории СЭЗ Крым и субъектами хозяйствования по местонахождению на остальной территории Украины, не урегулированные путем переговоров, подсудны судам Украины или, по договоренности сторон, международному коммерческому арбитражному суду при Торгово-промышленной палате Украины и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украины.
Несмотря на возможные трудности, есть определенные положительные стороны, которые заключаются в том, что оформив и освоив данную процедуру перемещения товаров, транспорта коммерческого назначения через административную границу в СЭЗ Крым, предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории СЭЗ Крым, и предприниматели, осуществляющие свою деятельность вне ее, смогут налаживать и отчасти восстанавливать пути для своего бизнеса между СЭЗ Крым и другой частью Украины по понятным единым правилам. При этом таможенная служба будет выполнять возложенные на нее функции контроля за перемещением грузов и транспорта через административную границу СЭЗ Крым.
Также в законе отмечается, что Украина гарантирует защиту имущественных и неимущественных прав физических и юридических лиц на территории СЭЗ Крым в соответствии с законами страны, в том числе касающимися защиты иностранных инвестиций.