Группа ученых из Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), Института финансового права, Института стратегических исследований и Союза налоговых консультантов представили Федерации работодателей Украины свое исследование – о том, что ожидает украинский бизнес, если все же внедрить в жизнь идею налоговой реформы Клименко. «Когда Миндоходов предложило реформу, оно не предоставило свои расчеты эффекта от ее внедрения, а бизнес не провел их со своей стороны. Мы решили изучить этот вопрос самостоятельно», – поясняет один из авторов исследования, президент «Союза налоговых консультантов Украины» Леонид Рубаненко.
В своем исследовании экономисты пытались ответить на ряд вопросов.
1. Каким отраслям налог с оборота и сниженный НДС пойдет во вред, для каких не изменит ситуацию радикально, а каким принесет выгоду – не на словах, а согласно реальным подсчетам?
2. Как должна выглядеть налоговая реформа, чтобы принести наименьший вред экономике?
3. Как она отразится на поступлениях государственных и местных бюджетов, и чем можно компенсировать недобор?
Кому реформа пойдет на пользу
Первый вопрос вызывает наибольшие опасения. Из-за особенностей налога с оборота при его взимании с бизнеса будет наблюдаться каскадный эффект – то есть чем больше звеньев по пути товара от первого производителя до конечного покупателя, тем большими будут налоги, считают экономисты Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий, Рикардо Джуччи и Роберт Кирхнер. Это никак не способствует узкопрофильным производствам, добавляет Татьяна Ефименко, глава Академии финансового управления при Минфине.
Группа экспертов во главе с МЦПИ решила проверить этот тезис на реально работающих предприятиях: взяли базу Госстата, финансовые результаты конкретных предприятий и просчитали изменение налоговой нагрузки для них в результате внедрения комплексной налоговой реформы. «Эти расчеты достаточно репрезентативны, поскольку в их подготовке принимали участие как представители украинских think tanks, так и государственных научно-исследовательских институтов», – подчеркивает глава секретариата Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский.
К чему пришли? «По нашим подсчетам, в случае введения двойного НДС (9%+2%) налоговое давление увеличится для тех бизнесов, доля добавленной стоимости в которых меньше 19,8%», – говорит Рубаненко. Таких отраслей – не больше десяти, утверждает отчет: химическая промышленность и нефтепереработка, металлургия, строительство, торговля, финансовый сектор, операции с недвижимым имуществом и торговля. «Причем речь – не об оптовых продавцах, и не о «нормальной» рознице, а лишь о тех, кто занимается посредничеством в чистом виде, не имея ни склада, ни штата, ни развитой сети торговых представительств», – добавляет Рубаненко.
Для остальных реформа пойдет в плюс, а не в минус: налоговое давление на них даже снизится. Хотя другой автор отчета, директор МЦПИ Владимир Панченко оговаривается: исследование лишь выставлено на обсуждение с бизнесом, и его результаты еще могут корректироваться в дальнейшем.
Правда, именно этот десяток отраслей имеют наибольший вес в экономике. В результате подсчета эффекта реформы для почти 700 направлений деятельности оказалось, что средний показатель добавленной стоимости у них составляет 16,39%, отмечает Рубаненко. А значит, и в среднем по экономике налоговая нагрузка на бизнес будет расти, говорится в отчете. Чтобы нивелировать этот эффект, предлагается одновременно снижать единый социальный взнос для предприятий. Согласно проекту закона, уже разработанному Миндоходов, он должен уменьшиться вдвое – до 18%.
Побочные эффекты
Но и тогда у реформы все же будет несколько проблемных последствий.
Во-первых, введение налога с оборота при снижении НДС обернется удешевлением импорта. «От добывающего производства до конечного потребителя большинство материалов в Украине проходит 4-5 оборотов. Импортные товары, ввозимые в Украину, в основном это высокотехнологичная продукция, и она проходит на 2-3 оборота меньше. А значит, и кумулятивный эффект для импорта будет меньшим», – говорится в отчете. В целом цены на импортные товары в результате реформы снизятся на 7,5% – при том, что цена украинских товаров, скорее всего, останется без изменений или даже вырастет.
Влияние снижения ставки ЕСВ с 37,6% до 18% на поступления Пенсионного фонда
Во-вторых, государство не сможет полностью компенсировать потери бюджетной системы в случае внедрения реформы в ее нынешнем виде. К примеру, даже в случае детенизации сразу 25% зарплат потери Пенсионного фонда от снижения ЕСВ до 18% достигнут 54,4 млрд гривен. Перекрывать эту недостачу придется за счет внешних источников – к примеру, займов МВФ (в размере $2,25 млрд), говорится в отчете.
Поэтому исследователи предлагают Миндоходов пересмотреть подходы и внести несколько правок в свое видение реформирования налоговой сферы Украины.
1. Не вводить налог с оборота на экспорт. Исключение сделать лишь для экспорта в низконалоговые юрисдикции – для него такой налог должен составлять 1%.
2. Доработать условия реформы для нескольких отраслей – химической, легкой промышленности и других потенциальных пострадавших, в которых уровень добавленной стоимости в Украине ниже необходимого в 19,8% порога, считает Рубаненко.
3. Не так значительно снизить ставку ЕСВ, как это предлагают в министерстве Клименко. «Мы считаем, что оптимальным на первом этапе было бы снижение ЕСВ не вдвое, а лишь на 7-8 процентных пунктов – то есть в среднем до 29%», – говорит Панченко. В таком случае эффект для бизнеса будет ощутимым, а потери бюджета не будут непоправимыми.
4. Ввести несколько дополнительных компенсаторов для производителей. К примеру, для выравнивания цен на украинские и импортные товары ввести налог на покупку валюты юрлицами. «Это увеличит расходы импортеров, а те включат их в стоимость завозимой продукции», – объясняет Рубаненко. Кроме того, эксперты предлагают повысить ставки фиксированного сельхозналога, на добычу железной руды, и ввести многострадальный акциз на пиво.
5. Изложить все изменения в налоговой сфере в одном проекте закона, а не в разных, как происходит сейчас, ведь это создает риски, что одни ее элементы будут приняты раньше, а другие – значительно позже, подчеркивает Панченко.
6. В случае детенизации заработных плат и роста поступлений ЕСВ в дальнейшем снизить налог с оборота с 2% до 1,5%.