23 октября Кабмин утвердил несколько нормативных актов, которые устанавливают перечень специализированных коммерческих изданий, признаваемых официальными источниками для целей трансфертного ценообразования. Также утвержден порядок расчета и применения рыночного диапазона цен/или рентабельности по контролируемым операциям.
Проекты постановлений были разработаны и внесены на рассмотрение правительства самими налоговиками – под пояснительными записками к документам стоит подпись министра доходов и сборов Александра Клименко. Что именно подготовили налоговики и чего следует ожидать налогоплательщикам?
Источники – под контролем
Перечень изданий, утвержденный Кабмином, весьма краток. Среди них – два информационных бюллетеня с обзорами товарных рынков, издаваемые «Держзовнишинформом», а также «Вестник Министерства доходов и сборов». Остальные источники представляют собой ссылки на сайты госорганов (Минрегиона и Минагрополитики), а также на сайт государственной Аграрной биржи.
Предложенный перечень вызывает немало вопросов. Прежде всего, все источники находятся под полным контролем государственных органов, а одно из изданий только с большой натяжкой можно назвать коммерческим или специализированным. Это создает серьезные опасения относительно объективности информации, которая будет в них публиковаться.
Уже сейчас, еще до того, как правила трансфертного ценообразования заработали в полную силу, многие плательщики в регионах получают от местных налоговых органов требование доплатить налоги по экспортным поставкам. Налоговики сравнивают фактические цены реализации товаров на экспорт с информацией о стоимости тех же товаров, содержащейся в базе данных таможенных органов. Такой подход не соответствует закону, поскольку использовать внутренние базы данных в качестве источников налоговикам не разрешается. Однако, контролируя практически все официальные источники информации для целей трансфертного ценообразования, налоговые органы могут добиться, чтобы в них появились правильные цены, которые будут использоваться при проведении проверок на вполне законных основаниях.
Во-вторых, качество рыночной информации в упомянутых источниках вызывает большие сомнения. В большинстве изданий, перечисленных в постановлении, нет детальных данных о номенклатуре поставляемых товаров, производителе и качестве продукции, условиях поставки и прочей информации, без которой объективное сравнение цен невозможно.
В-третьих, набор источников, предложенный налоговиками, не соответствует основной цели законодательства о трансфертном ценообразовании, озвученной налоговиками – не допустить оседания прибыли украинских экспортеров в офшорных зонах. Если бы налоговики собирались отслеживать экспортные цены, они должны были, в первую очередь, обращаться к источникам информации о ценообразовании на целевых рынках украинского экспорта. Например, отслеживая цены реализации металлопроката на международные рынки, налоговики могли бы обращаться к международному изданию Platts. Однако ни один из международных источников в перечень не попал.
Правильный диапазон
Другой важный документ, утвержденный Кабмином – порядок расчета и применения рыночного диапазона цен/или рентабельности по контролируемым операциям. Этот документ, по сути, закрепляет статистические правила отсеивания крайних значений выборки, которая образовалась после получения данных из источника информации о ценах или рентабельности по контролируемым операциям.
Например, после анализа источников было найдено десять значений цен товара – от 10 до 100 долларов, при этом восемь значений находятся в более узком диапазоне – от 50 до 60 долларов. Понятно, что именно этот узкий диапазон и является более объективным показателем реальной стоимости товара, а крайние значения 10 долларов и 100 долларов не могут быть использованы, так как являются результатом каких-либо исключительных обстоятельств. Для исключения таких крайних значений в статистике используется формула, предусматривающая деление выборки на четыре части (квартили), и исключение верхнего и нижнего квартиля. Эту формулу, собственно, и повторяет Порядок.
Что не предусматривает этот документ? К сожалению, в нем нет никаких правил построения самой выборки. В других странах (например, в России), законодательство устанавливает ряд критериев, которыми налоговые органы и налогоплательщики обязаны руководствоваться, извлекая информацию из баз данных. Из-за отсутствия таких критериев выборки, которые будут построены налогоплательщиками и налоговиками, могут оказаться совершенно разными, что опять-таки будет приводить к конфликтам и спорам.