• Посилання скопійовано

Де податківці пропонують шукати ціни по контрольованих операціях

Вже зараз, ще до того, як правила трансфертного ціноутворення запрацювали на повну силу, багато платників в регіонах отримують від місцевих податкових органів вимоги доплатити податки з експортних постачань

Де податківці пропонують шукати ціни по контрольованих операціях

23 октября Кабмин утвердил несколько нормативных актов, которые устанавливают перечень специализированных коммерческих изданий, признаваемых официальными источниками для целей трансфертного ценообразования. Также утвержден порядок расчета и применения рыночного диапазона цен/или рентабельности по контролируемым операциям.

Проекты постановлений были разработаны и внесены на рассмотрение правительства самими налоговиками – под пояснительными записками к документам стоит подпись министра доходов и сборов Александра Клименко. Что именно подготовили налоговики и чего следует ожидать налогоплательщикам?

Источники – под контролем

Перечень изданий, утвержденный Кабмином, весьма краток. Среди них – два информационных бюллетеня с обзорами товарных рынков, издаваемые «Держзовнишинформом», а также «Вестник Министерства доходов и сборов». Остальные источники представляют собой ссылки на сайты госорганов (Минрегиона и Минагрополитики), а также на сайт государственной Аграрной биржи.

Предложенный перечень вызывает немало вопросов. Прежде всего, все источники находятся под полным контролем государственных органов, а одно из изданий только с большой натяжкой можно назвать коммерческим или специализированным. Это создает серьезные опасения относительно объективности информации, которая будет в них публиковаться.

Уже сейчас, еще до того, как правила трансфертного ценообразования заработали в полную силу, многие плательщики в регионах получают от местных налоговых органов требование доплатить налоги по экспортным поставкам. Налоговики сравнивают фактические цены реализации товаров на экспорт с информацией о стоимости тех же товаров, содержащейся в базе данных таможенных органов. Такой подход не соответствует закону, поскольку использовать внутренние базы данных в качестве источников налоговикам не разрешается. Однако, контролируя практически все официальные источники информации для целей трансфертного ценообразования, налоговые органы могут добиться, чтобы в них появились правильные цены, которые будут использоваться при проведении проверок на вполне законных основаниях.

Во-вторых, качество рыночной информации в упомянутых источниках вызывает большие сомнения. В большинстве изданий, перечисленных в постановлении, нет детальных данных о номенклатуре поставляемых товаров, производителе и качестве продукции, условиях поставки и прочей информации, без которой объективное сравнение цен невозможно.

В-третьих, набор источников, предложенный налоговиками, не соответствует основной цели законодательства о трансфертном ценообразовании, озвученной налоговиками – не допустить оседания прибыли украинских экспортеров в офшорных зонах. Если бы налоговики собирались отслеживать экспортные цены, они должны были, в первую очередь, обращаться к источникам информации о ценообразовании на целевых рынках украинского экспорта. Например, отслеживая цены реализации металлопроката на международные рынки, налоговики могли бы обращаться к международному изданию Platts. Однако ни один из международных источников в перечень не попал.

Правильный диапазон

Другой важный документ, утвержденный Кабмином – порядок расчета и применения рыночного диапазона цен/или рентабельности по контролируемым операциям. Этот документ, по сути, закрепляет статистические правила отсеивания крайних значений выборки, которая образовалась после получения данных из источника информации о ценах или рентабельности по контролируемым операциям.

Например, после анализа источников было найдено десять значений цен товара – от 10 до 100 долларов, при этом восемь значений находятся в более узком диапазоне – от 50 до 60 долларов. Понятно, что именно этот узкий диапазон и является более объективным показателем реальной стоимости товара, а крайние значения 10 долларов и 100 долларов не могут быть использованы, так как являются результатом каких-либо исключительных обстоятельств. Для исключения таких крайних значений в статистике используется формула, предусматривающая деление выборки на четыре части (квартили), и исключение верхнего и нижнего квартиля. Эту формулу, собственно, и повторяет Порядок.

Что не предусматривает этот документ? К сожалению, в нем нет никаких правил построения самой выборки. В других странах (например, в России), законодательство устанавливает ряд критериев, которыми налоговые органы и налогоплательщики обязаны руководствоваться, извлекая информацию из баз данных. Из-за отсутствия таких критериев выборки, которые будут построены налогоплательщиками и налоговиками, могут оказаться совершенно разными, что опять-таки будет приводить к конфликтам и спорам.

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Оподаткування/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»