• Посилання скопійовано

Депутати готові на компроміс з Мінфіном, - Н. Южаніна

Голова Комітету з податкової та митної політики ВР розповіла, чим компенсувати втрати бюджету від її ліберальної фіскальної реформи, коли буде введено новий Податковий кодекс і як ідеї наших нардепів оцінюють в МВФ

Депутати готові на компроміс з Мінфіном, - Н. Южаніна

Глава Комитета по налоговой и таможенной политике ВР Нина Южанина дала интервью о налоговой реформе:

— Говорят, реализация налоговой реформы тормозится потому, что есть два лагеря со своими версиями НК — от ВР и Минфина. Почему не получается построить диалог?

— С первого дня после Нацсовета реформ я ожидала согласованной позиции касательно налоговой реформы, то есть совместный проект. По решению президента началась работа над созданием нового НК, для чего была создана рабочая группа. Но ни на одном из этих заседаний не присутствовала сама министр финансов. На нескольких встречах была замминистра Елена Макеева. Поэтому считаю, что наш законопроект №3357 "О внесении изменений в Налоговый кодекс касательно налоговой либерализации" — согласованная позиция.

— Но у Минфина есть замечания по вашему проекту.

— Конечно, в законопроекте на 150 страниц могут быть недочеты с технико-юридической точки зрения. Но всегда есть возможности для доработок — для этого будет время между первым и вторым чтениями. Поэтому успеем учесть мнения всех сторон. Готовы услышать мнение и Минфина. Например, в ведомстве сомневаются, стоит ли снижать НДС с 20% до 15%? Но наши эксперты подсчитали, что именно комплексный подход с либеральными ставками дает возможность вывести около 67% зарплат из тени. Снижение НДС играет тут ключевую роль. НДС для многих отраслей означает налог с оборота. Знаете ли, налог с оборота в 20% — это слишком много. Не нужно ориентироваться только на крупные предприятия с большой маржинальностью. Нужно думать о развитии малого, среднего бизнеса. Я рада, что сейчас, когда зарегистрирован законопроект №3357, он активно обсуждается в обществе. Мы получили много отзывов. И эти мнения должны учитываться депутатами, чтобы либеральная налоговая база стала оптимальной.

— Минфин представил свое налоговое видение "все по 20", считая, что это позволит ликвидировать в фискальной службе коррупцию. Ведь если все по 20%, то невозможно лавировать и платить взятки за минимизацию. Вы разработали дифференцированную базу налогообложения: нет ли рисков, что у предпринимателей сохранится соблазн работать в тени, а инспекторы ГФС продолжат получать криминальный доход?

— Никакой дифференциации в нашей системе налогов нет. Мы говорим о 10% на все доходы физлиц, о 15% НДС, сохранении 7% для лекарств. Нет коррупционной составляющей в налоге на распределенную прибыль. Наш комплекс нововведений позволит закрыть все схемы по минимизации доходов. Я эти схемы глубоко понимаю. Поэтому постарались их перекрыть. Для достижения цели понадобится переходный период, трехлетний мораторий на проверки. Но уже на первом этапе из тени сможет выйти 25% СПД. Это хороший показатель для экономики, где 70% бизнеса работает нелегально. Уверена, что либеральная налоговая реформа позволит предпринимателям понять, что выгоднее и дешевле платить налоги легально, нежели давать взятки при минимизации доходов, что уголовно наказуемо.

— В Минфине оценивают потери поступлений в госказну от своей версии НК в 60 млрд грн и пытаются компенсировать их урезанием расходов в Госбюджете-2016. А ваш законопроект обойдется госказне аж в 200 млрд грн. Насколько обоснованы оценки Минфина? Где взять такие деньги?

— Еще с первого дня на Нацсовете реформ я говорила о 200 млрд грн. Снижение размера ЕСВ вдвое при бюджете Пенсионного фонда в 226 млрд грн приведет к минусу в 100 млрд грн. Снижение НДС с 20% до 15% дает минус в 50 млрд грн. Еще столько же может сработать в минус от перезагрузки налога на прибыль. Получаем потери в 200 млрд. Сейчас мы с экспертами анализируем, как выглядит финрезультат от реализации либеральной налоговой реформы (см. инфографику). Мы взяли официальные статданные и спрогнозировали, где и сколько сработает в плюс с учетом наших инициатив. В частности, можем получить до 30 млрд грн в виде налога на распределенную прибыль. Но какие бы налоговые доппоступления в бюджет ни принесла либеральная реформа, уверена, что нужно провести сокращение расходов по максимуму. Я не воспринимаю пояснений, когда власть не хочет трогать издержки, мотивируя, что ожидается небольшая экономия в 2—3 млрд грн. Все это нужно считать.

— Вы встречались с Жеромом Ваше, главой представительства МВФ в Украине. Кто был инициатором, что обсуждалось, одобряет ли Фонд ваши инициативы?

— Наша первая встреча была по их инициативе. А вторая — по моей, поскольку договорились: когда будет готов проект закона, то обсуждаем документ… Мнение представителей МВФ: депутаты должны работать совместно с правительством. Я ему сказала: может, вы станете модератором встречи, чтобы диалог оказался эффективным. Разговор получился продуктивным. Мы зарегистрировали законопроект, как рекомендовал МВФ, после выборов, чтобы документ не выглядел популистским.

— Но готов ли МВФ поддержать вашу налоговую реформу?

— Жером Ваше несколько раз говорил, что минус 200 млрд грн — слишком большая цифра. Сокращение расходов до 10% от ВВП — такого еще не смогла пройти ни одна страна. Тогда мы подробно поговорили о том, что именно депутаты делают, какое влияние на экономику оказывает либеральный НК. Также мы обсуждали необходимость сокращения расходов. Расчеты наших макроэкономистов Жером Ваше пообещал передать в Вашингтон и предоставить нам ответ. Пока его не получили. Ваше отметил, что бюджет-2016 должен быть принят по макропоказателям, согласованным с МВФ, — это дефицит 3,7% ВВП. На этом он настаивает, а по остальным вопросам мы должны совместно с правительством нарабатывать единую налоговую базу.

— Говорят, на днях таки стартуют переговоры между Минфином и Налоговым комитетом ВР. Насколько эта информация верна?

— Мы в пятницу с председателем ВР Владимиром Гройманом обсуждали, как двигаться дальше. Он сказал, что на неделе мы с Советом коалиции и с правительством, — а это исключительно первые лица, — будем предметно обсуждать нашу налоговую реформу. Точно могу сказать: скорого принятия налогового законопроекта вместе с бюджетом, как в прошлом году, не будет.

— Какой компромисс возможен?

— Только в комплексе либеральные изменения могут привести к позитивным сдвигам. Если мы снижаем нагрузку на фонд зарплаты, но не изменим ничего по налогу на прибыль, то детенизации не произойдет. Есть предложения перенести какие-то изменения на 2017-й. Но понимаем ли мы, что 2016 год экономика может не пережить? Моя позиция: компромисс возможен, но только если мы точно просчитаем, что даже если депутаты в чем-то пойдут на уступки, то все остальные новации сработают и действительно состоится либерализация. Возможно, некоторые нормы можно ввести не с 1 января, а с 1 июля. Но не через два года!

— Когда будет первое чтение вашего законопроекта?

— На последней неделе ноября в Верховной Раде будет возможность рассмотреть наши налоговые изменения.

Джерело: Сьогодні

Рубрика: Оподаткування/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»