• Посилання скопійовано

По больових точках: як приймалися поправки до Податкового кодексу

І який бізнес найгостріше відчує на собі вплив «точкових змін»

24 декабря Верховная рада наконец-то приняла «компромиссный» вариант поправок в Налоговый кодекс Украины, зарегистрированный как законопроект №3688. Несмотря на то что окончательный вариант документа так до сих пор нигде и не опубликован, а все правки накануне голосования озвучивались авторами прямо с трибуны, «за» соответствующее решение высказался 251 депутат. Представители пропремьерского «Народного фронта» в сессионном зале поддержали законопроект практически единогласно, пропрезидентской – в подавляющем большинстве, в то время как «Радикальная партия Олега Ляшко» и ВО «Батькивщина» не дали ни одного голоса в поддержку документа.

Голосование за изменения в Налоговый кодекс стало одной из главных интриг декабря, поскольку именно они служили основой для последующего принятия Государственного бюджета на 2016 год. «Я считаю, что сегодня [24.12.15]  необходимо было принимать минимальные изменения [в Налоговый кодекс], а налоговую реформу начинать обсуждать в Верховной раде в первые два месяца следующего года. Соответственно, бюджет нужно принимать на действующей базе», – отмечает Андрей Павелко, глава парламентского комитета по вопросам бюджета. 

По словам одного из народных депутатов, входящих в пропрезидентскую фракцию, в ночь перед голосованием на Банковой все еще шли дискуссии с участием ключевых представителей власти. «Разошлись ни с чем, каждый лоббировал свои интересы», – кратко охарактеризовал результат переговоров источник Forbes. К утру было ясно, что однозначными адептами «за» такой вариант налоговых изменений была фракция БПП и «Народный фронт». «Вот смотрите, напротив №3688 стоит «плюсик», – показывает смс депутат из пропрезидентской фракции, – если сверху дали команду, значит, договорились», – иронично отмечает нардеп.

Выстраданный компромисс

Обсуждение проекта изменений в Налоговый кодекс началось еще с утра 24 декабря, но в рядах парламентариев не было единства. Почти получасовая речь с подробными разъяснениями главы налогового комитета Нины Южаниной так и не убедила присутствующих проголосовать «за». Спикер парламента Владимир Гройсман несколько раз объявлял перерыв для дальнейшего обсуждения; а конструктив в действиях депутатов начал проявляться лишь к вечеру.

Сергей Лабазюк, член депутатской фракции «Воля народа», нарекает на несоблюдение процедурных моментов. «Налоговый кодекс должен приниматься по регламенту не позже, чем за шесть месяцев до окончания года. Сегодня он физически не может приниматься, а бюджет на 2016 год основан на новом Налоговом кодексе, что тоже противоречит одно другому», – говорит нардеп.

По словам Лабазюка, одним из камней преткновения в переговорах стала отмена спецрежима налогообложения для сельхозпроизводителей, который в итоге оказался практически полностью сохранен. Кроме того, перевод на общую систему налогообложения 3 и 4 групп налогоплательщиков, по мнению парламентария, вынудит их либо уйти в тень, либо полностью прекратить предпринимательскую деятельность. «Стратегия развития малого и среднего бизнеса, которая провозглашалась все два года после революции, этим Налоговым кодексом просто уничтожается», – считает он.

«Главная проблема в том, что [измененный] Налоговый кодекс не дает ответа на вопрос, а чем финансировать расходы, которые закладываются в бюджет. Я не могу рассматривать документ, который не отвечает на эти фундаментальные вопросы», – говорит депутат от БПП, в прошлом – министр финансов Виктор Пинзеник.

Представитель фракции «Батькивщина» Александра Кужель среди наиболее спорных моментов в «компромиссных» правках к Налоговому кодексу называет налогообложение пенсий, ставки ренты для газодобытчиков – которые, по ее мнению, сдерживают снижение тарифов для населения – и налоги для аграриев. «То, что процесс с голосованием так затянут, свидетельствует только об одном – идут торги», – заявила нардеп в комментарии Forbes накануне голосования.

«Подарки» для энергетиков

Впоследствии депутаты сошлись на том, что оптимальным вариантом решения рентной задачи станет возврат «старого» режима налогообложения. Так, сейчас частные компании платят 55% при добыче газа с глубины до 5000 м, и 28% при добыче с глубины более 5000 м. А согласно принятым правкам, будет установлена рента в размере 29% и 14% соответственно. Также снижена рента для «Укргаздобычи»: с 70% до 50% на период с 1 апреля по 31 декабря 2016 года.

«У нас нет никаких реформ в отрасли. Принцип: сделайте человеку плохо, а потом верните, как было, и он будет счастлив», – констатирует Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений.

Василий Котко, президент Энергетической ассоциации Украины, уверен: снижения ренты на добычу газа добивались все без исключения украинские газодобытчики. Круг заинтересованных лиц давно известен: Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Дмитрий Фирташ, Вадим Новинский, Николий Злочевский, Александр Онищенко.

По словам Олега Бакулина, и. о. президента Всеукраинской общественной организации «Союз участников либерализации газового рынка», возврат ставок ренты на былой уровень нормализует рынок добычи газа. «Это [снижение ренты], прежде всего – сигнал инвесторам, потому что нам необходимо наращивать внутреннюю добычу», – говорит Бакулин.

Правительство также инициирует освобождение от налогообложения сумм средств, предоставленных налогоплательщику международной финансовой организацией на энергоэффективность и энергосбережение, и сумм, прощенных (аннулированных) кредитором по кредитам в иностранной валюте, полученным на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты).

Аграрии довольны

Что касается спецрежима по НДС в сельском хозяйстве, то тут переходный период составит максимум год. До 1 января 2017  года  будет введен спецрежим в пропорции 75% в бюджет, 25% – на спецсчет для собственного использования. «Предлагается ввести распределение сумм НДС в зависимости от вида реализуемой продукции сельхозпредприятий. Для предприятий,  который реализовывают зерновые и технические культур – 15% НДС зачисляется на спецсчета с/х предприятий, 85% – на основной электронный счет, с которого после подачи декларации по спецрежиму задекларированные суммы НДС перечисляются в бюджет. Для производителей молока и крупного рогатого скота предлагается оставить 80% НДС, остальные 20% – перечислять в бюджет. При реализации другой с/х продукции в рамках спецрежима НДС будет уплачиваться в пропорции 50 на 50», – заявила Нина Южанина, представляя в Раде изменения в Налоговый кодекс.

Напомним, ранее Кабмин предлагал, чтобы в 2016 году распределение насчитанного НДС для аграриев осуществлялось в следующей пропорции: 75% – в госбюджет, 25% – остается в распоряжении агропроизводителей. Начиная с 2017 года аграрии должны были перейти на общую систему налогообложения. В Минфине такую систему называли косвенной формой дотации АПК. Согласно подсчетам ведомства, за счет аккумулирования 25% начислений НДС аграрии смогут получить 6,6 млрд гривен – именно такую сумму озвучивала накануне глава Минфина Наталия Яресько.

Полученным результатом аграрии в целом довольны. «В обсуждениях принимали участие представители Украинского клуба аграрного бизнеса, Аграрного союза, Ассоциации фермеров и частных землевладельцев, Аграрной конфедерации Украины и Союза птицеводов Украины. Это были действительно реальные консультации. Вы видите, что то, что инициировано, действительно отвечает развитию разных секторов АПК. Агропроизводителей устраивает нынешний вариант», – комментирует Тарас Высоцкий, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса.

По словам Игоря Петрашко, заместителя генерального директора Ukrlandfarming, это – компромиссный вариант. «Конечно, лучше было бы оставить без изменений, но мы тоже понимаем, что есть нюансы, такие как [обязательства перед] МВФ. Тот результат, который сейчас выносится, показывает, что [замечания агрокомпаний] учитываются, так как изначально планировали вообще отменить все [льготы]. Если проголосуют бюджет и оставят все в такой редакции, как сейчас, то можно сказать, что к нам прислушались», – констатировал он в комментарии Forbes, ожидая результатов голосования.

Вместе с тем предприниматель нарекает на чрезмерное усердие в вопросе выполнения требований зарубежных партнеров Украины. «Не совсем правильно идти «под дудку» требований МВФ – в Европе и США совсем другая экономическая ситуация, и уровень субсидирования намного выше, чем у нас. Но поскольку Минфин взял на себя обязательства в рамках сельскохозяйственной отрасли, то теперь он ставит парламент и весь бизнес перед выбором под предлогом того, что они уже договорились, а нам нужно это исполнять», – сетует Петрашко.

«Упрощенцам» стало проще?

Изменения ждут и «упрощенцев»:  для плательщиков III группы налогоплательщиков снижается годовой объем дохода – с 20 млн гривен до 5 млн гривен. Ставки, в свою очередь, увеличиваются: для плательщиков НДС – с 2% до 3%; для неплательщиков НДС – с 4% до 5%. Для IV группы (сельхозпредприятия) предлагается повысить ставку единого налога в 1,8 раза. Параллельно также для определения базы налогообложения не будет применяться коэффициент индексации нормативной денежной оценки земли.

Согласно варианту законопроекта от 22 декабря, со следующего года единый социальный взнос составит 22%, также отменят 3,6% ЕСВ, который сейчас взимается из зарплаты работников. Планируется повысить максимальную величину базы начисления ЕСВ с 17 до 25 минимальных месячных заработных плат (около 33,4 тыс. гривен). Каких-либо изменений по этим аспектам в ходе вчерашнего обсуждения в сессионном зале озвучено не было. «В концепциях Минфина и комитета ЕСВ предлагалось по 20%, в «точечном» от Минфина – 22%. Вчера-позавчера некоторые лоббисты начали говорить о возвращении к 36,5% – мол, не хватает средств в бюджете», – рассказывает Тарас Козак, президент ИГ «Универ».

По словам Даниила Монина, одного из соавторов законопроекта №3357 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации», разработанного под эгидой парламентского комитета, единственный плюс достигнутого компромисса состоит в том, что минимизирован разброс по ставкам налогов «социальной» группы, которых ранее было до десятка. «Выигрывает от снижения ЕСВ, конечно, весь бизнес. Хотя я не очень уверен, что при совокупной ставке 41,5% произойдет какая-то легализация [доходов]. Возможно, с января пересмотрят зарплаты, чтобы избавиться от индексации, которая сложна в расчете и тянет вверх затраты бизнеса», – предполагает Монин.

Единая базовая ставка налога на доходы физлиц устанавливается в размере 18% – вместо существующих двух ставок в 15% и 20%, а ставка для дивидендов сохраняется на уровне 5%

Дома и колеса

Планируется облагать налогом и жилую недвижимость – для квартир площадью более 300 кв. м и домов площадью более 500 кв. м. он составит 25 000 гривен. Также предлагается ввести налог на автомобили премиум-класса, стоимость которых равна или превышает 750 минимальных зарплат. Учитывая заложенную в бюджет на следующий год минимальную зарплату 1378 гривен, нижний предел для уплаты налога – 1,034 млн гривен. Оценка стоимости авто будет проводиться с учетом года выпуска, пробега автомобиля, марки, модели, типа и объема двигателя, типа коробки передач. Остаются прежними ставка налога – 25 000 гривен и «возраст» авто – до 5 лет.

По словам Ярослава Пригары, CEO представительства Daimler AG в Украине, участники рынка были против такого варианта налогообложения. И тому есть несколько причин. В частности в Украине пока не разработана система оценки стоимости бывшего в употреблении автомобиля, которая бы соответствовала рыночным реалиям. «То, что есть у Минэкономразвития – мягко говоря, нерабочий вариант. О чем можно говорить, если в данный классификатор даже не все марки включены, не говоря уже о моделях, – спрашивает Пригара. – Данный налог очень сложный с точки зрения управления. И у меня есть сомнения, что поступления в бюджет от этого налога покроют хотя бы затраты на его администрирование». Вторит коллеге и Олег Назаренко, гендиректор Ассоциации автомобильных импортеров: «Не может быть положительным налог, администрирование которого превышает доходы в бюджет».

Пивоварам станет сложнее

Также повышается акциз на пиво и вина – кроме натуральных виноградных – на 100%; на алкогольные напитки и спирт – на 50%; на слабоалкогольные напитки – на 300%. На топливо – на 13%, на табачные изделия – на 40%. Кроме того, Кабмин будет наделен правом устанавливать минимальные цены на табачную продукцию.

По словам Андрея Журжия, первого заместителя главы налогового комитета, две из четырех работающих в Украине табачных компаний категорически против этой нормы. «Если хотим поднять минимальные цены, не нарушая конкуренцию, – повышайте адвалорную ставку, как предлагает правительство. Знаете, кто хочет минимальные цены – две табачные компании (Philip Morris International, Japanese Tobacco International. – Forbes), которые являются опосредованными владельцами компании «Мегаполис» – монополиста на украинском рынке (по дистрибуции табачных изделий)», – подчеркнул Журжий, выступая в сессионном зале во время обсуждения законопроекта.

По словам Дениса Хренова, и.о. генерального директора «САН ИнБев Украина», кроме пивоваров, от повышения акциза пострадают и потребители, которым придется столкнуться с удорожанием напитков. «Мы не против повышения акциза как такового. Но за его размером должна стоять определенная логика. Фактически же сейчас наполнение бюджета произойдет только на бумаге. Несмотря на прошлогоднее повышение на 42,5%, акцизный сбор за 9 месяцев 2015 года уменьшился на 62 млн гривен (3,2%) к такому же периоду 2014 года», – констатирует Хренов.

По его убеждению, поставленная изначально цель – наполнение бюджета – так и не достигнута. «За 11 месяцев этого года предприятия отрасли произвели на 20% меньше по отношению к прошлому году. Вся отрасль находится в глубоком кризисе, и уже понятно, что проблемы бюджета за счет пивоваров не решатся. Сложно формировать пивную культуру в стране, где гораздо легче купить «серый» алкоголь, с которого не платятся налоги», – поясняет Хренов.

Нестойкая «косметика»

Подытоживая проделанную работу и достигнутые результаты, эксперты отмечают, что вряд ли возможно выписать налоговое законодательство таким образом, чтобы оно устраивало налогоплательщиков. Есть смысл говорить только  о том, насколько справедливо распределяется налоговая нагрузка.

«Исходя из главного тезиса, что законопроект – это результат договоренностей, можно однозначно сказать, что алкогольное лобби проиграло в налоговом «договорняке», особо крупный бизнес частично решил свою проблему возмещения НДС, создав под себя отдельный реестр возмещенцев этого налога, а малый и средний бизнес отделался легким испугом. Снижение оборота с 20 млн гривен до 5 млн гривен ударило по достаточно небольшому количеству компаний, которые явно с честью выйдут из такого затруднения. Изменения ПДФО И ЕСВ, скорее всего, не приведут к «отбеливанию» зарплат в Украине и, кажется, правительство и не ставило перед собой такую задачу», – уверен Герман Таслицкий, управляющий партнер ЮК «Правозащита Украина».

По словам Екатерины Проскуры, руководителя департамента аудита PSP Audit., изменения произошли не настолько кардинальные, как провозглашалось отдельными политиками. Они имеют скорее «косметический» характер и не окажут существенного влияния на процесс наполнения бюджета налоговыми поступлениями. «А в отношении плательщиков – они все равно обязывают их к пересмотру своих финансовых и общехозяйственных планов на следующий год. Особенно это касается плательщиков единого налога – юридических лиц на третьей группе и сельскохозяйственных предприятий», – говорит она.

При этом сами авторы «точечных» изменений в Налоговый кодекс в целом остались довольны своей работой. «Это максимум, который я могла сделать, для того чтобы хотя бы чуть-чуть упорядочить ситуацию или изменить и уменьшить налоговую нагрузку. Больше невозможно было сделать, сохранив при этом сбалансированный бюджет», – рассказала Нина Южанина. Узнать мнение Минфина не удалось. На момент подготовки материала ни министр финансов Наталия Яресько, ни ее зам Елена Макеева не ответили на вопросы Forbes.

Новости на тему:

  - Рада поддержала новый вариант налоговой реформы;

 - Налоговая реформа или вариант №4: изменения предлагает законопроект №3688?

Все о налоговой реформе >>>

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Оподаткування/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»