(Матеріал публікується мовою оригіналу)
UBR рассказывает, что в правительстве началось обсуждение идеи о снижении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на топливном рынке. Об этом заявили ряд масс-медиа и экспертов, также «за» подобную инициативу высказался такой крупный игрок, как «Укртатнафта».
В компании заявили, что в условиях роста мировых цен на нефть до почти $100 за баррель для поддержки украинской экономики и отечественных потребителей следует рассмотреть вопрос уменьшения налоговой нагрузки на бензины и дизтопливо.
Уменьшение ставок НДС и акцизных налогов «стало общемировой тенденцией для ограничения инфляции и поддержки населения в условиях пандемии и роста цен на нефть и газ», подчеркнули в «Укртатнафте».
Станет ли дешевле топливо
Мнения опрошенных UBR.ua экспертов по данному поводу разделились.
«Об этом сейчас все говорят – что будет снижена ставка НДС и будет понижена госрегулированием маржа максимально допустимая на дизельном топливе до 5 грн/л и 4,5 грн/л – на бензинах», – рассказал руководитель компании Prime Group Дмитрий Леушкин.
По его мнению, это может произойти «в любое ближайшее время», так как для этого решения достаточно распоряжения Кабмина.
«Это общеевропейская тенденция, сейчас в Польше, Германии, во Франции снижается НДС – мы идем европейским путем», – подчеркнул он. Согласно его прогнозам, в результате цены на заправках могут снизиться где-то на 5 грн/л, но, вероятнее всего, каких-то дополнительных скидок ни у кого больше не будет, предположил он.
«Оборотной стороной медали» руководитель Prime Group назвал изменения, которые коснутся предпринимателей, использующих в своей хозяйственной деятельности дизтопливо.
Например, на нем работают сушилки для зерна, грузовые автомобили, локомотивы и пр. По его словам, бизнесу придется заплатить за снижение цен на топливо для частных пользователей. Налоговый кредит сейчас составляет 20%, а будет – 7%, следовательно, 13% нужно будет предпринимателям доплатить государству.
Те 5 грн за литр, которые перевозчик сэкономит на заправке, он должен будет заплатить в виде налогов в конце месяца, когда нужно будет отчитываться по НДС, подсчитал Дмитрий Леушкин.
Генеральный директор сети АЗС SunOil Леонид Косянчук раскритиковал правительственную инициативу.
«По моему глубокому убеждению, любое вмешательство государственных органов в рыночное ценообразование еще никогда не приносило пользы ни бизнесу, ни государству, ни потребителям», – убежден он.
По его словам, до этого времени предельные цены на топливо определялись Минэкономики «без учета реального увеличения расходов» на содержание сети АЗС за счет роста тарифов на энергоносители, воду и тепло.
Он предположил, что снижение торговой наценки может вызвать попытку продавцов мелкогруппового сегмента компенсировать уменьшение маржинального дохода за счет повышения цен для остальных операторов. Это приведет к росту средних цен в розничных сетях, подчеркнул эксперт.
«С другой стороны, понижение ставки НДС до 7% может создать предпосылки для понижения предельных цен на 3,5-4 грн/литр. Правда, такой сценарий мне кажется маловероятным на фоне процесса тотального увеличения налоговой нагрузки и на бизнес, и на граждан», – отметил гендиректор SunOil.
В то же время директор департамента стратегического маркетинга и инноваций «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук назвал действия властей «абсолютно оправданными».
По его мнению, Кабинет министров действует «на стороне клиента», а «псевдоэксперты пытаются оправдать маржу АЗС "премиум-сегмента" в 7,5 грн за литр топлива целыми трактатами расходов».
Если возникнет дефицит горючего – кто заместит
Напомним, что Беларусь с 7 февраля заблокировала железнодорожный транзит нефтепродуктов из Литвы в Украину и заявила о возможном прекращении поставок нефтепродуктов белорусского производства в Украину. Эксперты не исключают, что в ближайшем времени могут прекратиться поставки топлива и из РФ.
В связи с этим «Укртатнафта» заявила о возможности увеличения переработки нефти на 80% и совместно с «Укргаздобычей» «полностью удовлетворить спрос в бензинах» в стране.
Как следствие, отметили в компании, увеличение производства бензинов приведет к соответствующему росту производства дизтоплива, сжиженного газа, битума, авиационного горючего.
По данному поводу мнения опрошенных UBR.ua участников рынка разделились. Леонид Косянчук отметил, что на сегодня Кременчугский нефтеперерабатывающий завод «Укртатнафты» работает на 16-18% от номинальной мощности.
Кроме того, предприятие может прокачать до 500-600 тыс. т нефти в месяц из портов Черного моря, рассказал он. К тому же компании группы «Приват» могут принять танкерами до 300 тыс. т светлых нефтепродуктов.
Если добавить еще 175 тыс. т нефти собственной добычи – получится «полное замещение утраченных объемов по импорту из Беларуси», подсчитал гендиректор SunOil.
В то же время Дмитрий Леушкин не верит в способность «Укртатнафты» и «Укргаздобычи» заместить импорт нефтепродуктов из Беларуси. «Импортеров хватает. Главное, чтобы море Россия не перекрыла», – отметив он, указав на сообщения из РФ о военных учениях в акваториях Азовского и Черного морей.
По этому поводу Министерство обороны Украины заявило свой протест, подчеркнув, что действия РФ угрожают свободе судоходства, особенно в Азовском море. Выбранные для учений районы перекрывают так называемые рекомендованные пути движения судов в морские порты Украины, отметили в Администрации морских портов.
***