Согласно законопроекту, налогом облагаются импортеры транспортных средств, а также их производители, кроме тех, кто берет на себя обязательство обеспечить утилизацию автомобилей и включен в соответствующий реестр.
Также освобождаются от налога лица, которые ввозят принадлежащие дипломатическим учреждениям и международным организациям транспортные средства, ранее вывезенные из Украины транспортные средства, а также отреставрированные авто старше 30 лет (не для коммерческих пассажирских и грузовых перевозок).
Кроме того, не будут уплачивать данный налог нерезиденты, которые временно ввозят в Украину авто для личного пользования, а также транзитеры.
Если ввозящие в Украину авто лица из вышеприведенного перечня освобожденных от налога продают данное транспортное средство, то утилизационный налог уплачивает покупатель. Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки и коэффициента.
Для легковых автомобилей предлагается установить ставку 5,5 тыс. гривен и коэффициенты 0,86-5,5 для новых и 5,3-35,01 для б/у авто в зависимости от объема двигателя.
Для автобусов предлагается установить ставку 38 тыс. гривен и коэффициенты 0,6-2 для новых и 1-5,2 для б/у автобусов в зависимости от объема двигателя. Для грузовых автомобилей предлагается установить ставку 38 тыс. гривен и коэффициенты 0,5-2,9 для новых и 0,88-11,8 для б/у грузовиков в зависимости от массы автомобиля.
Для грузовиков массой более 50 тонн в таможенном режиме временного ввоза из стран с наличием аналогичного налога (сбора) коэффициент составляет 0,25. Для самосвалов и спецавтомобилей предусмотрены свои коэффициенты при ставке в 38 тыс. гривен.
Инициатором введения налога выступил Кабмин. В привилегированном положении окажутся лишь отечественные производители, имеющие полный цикл производства: они смогут самостоятельно использовать эти средства на открытие утилизационных мощностей.