Подробный анализ данного проекта показал:
во-первых, данный документ искажает и однобоко трактует как нормы Закона №1955, так и нормы Закона №1172 (далее Закон о транзите);
во-вторых, выводы сделанные в этом документе не соответствуют нормах Налогового кодекса.
Все это результат того, что авторы проекта вольно трактуют нормы законов. В чем это выражается?
а) Непонятно на каком основании авторы проекта для услуг по перевозке грузом, в случае когда перевозка не является международной, считают местом поставки – место регистрации покупателя (если заказчик резидент – НДС 20%, а если заказчик нерезидент, то нет объекта НДС), так же как и для транспортно-экспедиторских услуг.
В тоже время, для услуг по международной перевозки грузов местом поставки признается место регистрации перевозчика (независимо это экспедитор – перевозчик или перевозчик, который не является экспедитором).
б) Но самым значительным пренебрежением норм вышеуказанных Законов является требование облагать НДС 20% экспедиторское вознаграждение по транзитным грузам.
Обложение 20% НДС экспедиторского вознаграждения по транзитным грузам:
1) Нарушает п. 197.8 НКУ (операції з постачання послуг з перевезення (переміщення) пасажирів та вантажів транзитом через митну територію України, а також з постачання послуг, пов’язаних із таким перевезенням (переміщенням) звільняються від оподаткування податком на додану вартість). Как видим в данном пункте прямо указано что освобождается не только перевозка грузов, а также и поставка услуг, связанных с такой перевозкой.
Какие же услуги относятся к услугам, связанным с перевозкой? На этот вопрос четко отвечают нормы Закона о транзите, в которых прямо указывается, что экспедиторские услуги непосредственно связаны с перевозкой транзитных грузов. В частности, об этом прямо указано в определении «транзитных услуг», приведенного в ст. 1 Закона о транзите (транзитні послуги (роботи) — безпосередньо пов’язана з транзитом вантажів підприємницька діяльність учасників транзиту, що здійснюється в межах договорів (контрактів) перевезення, транспортного експедирування, доручення, агентських угод тощо).
Кроме того, в той же ст. 1 Закона о транзите есть определение «участников транзита», к которым относятся экспедиторы, предоставляющие транзитные услуги (учасники транзиту — вантажовласники та суб’єкти підприємницької діяльності (перевізники, порти, станції, експедитори, морські агенти, декларанти та інші), які у встановленому порядку надають (виконують) транзитні послуги (роботи)).
2) Нарушает ст. 3 Закону України «Про транзит вантажів», согласно которой свобода транзиту вантажів забезпечується шляхом відсутності будь-якої дискримінації стосовно учасників транзиту при оподаткуванні операцій, пов’язаних з транзитом вантажів. Данный проект фактически дискриминирует экспедиторов, как участников транзита грузов дополнительно облагая НДС их вознаграждение в отличии от других участников.
Ссылки Минфина и налоговиков на постановление Верховного суда от 26 апреля 2017 года по делу №916/1288/16 в споре между портом Южный и Администрацией морских портов по вопросу обложения НДС платы за доступ к причалу при перегрузке транзитных грузов в услугам экспедиторов не обоснована, поскольку данное решение не касается экспедиторских услуг и к тому же экспедитор имеет договор непосредственно с заказчиком, который является получателем транзитных услуг.
С учетом изложенного мы предлагаем принять один из следующих вариантов.
- Внести в проект как минимум такое изменение:
изложить абз. 11 п. 3 в следующей редакции:
«При цьому, транспортно-експедиторські послуги, які надаються експедитором (незалежно резидентом чи нерезидентом) клієнту (замовнику) – резиденту звільняються від оподаткування податком на додану вартість на підставі п. 197.8 ст. 197 ПКУ». - Не принимать новую обобщающую налоговую консультацию, а продолжить руководствоваться обобщающей налоговой консультацией от 6 июля 2012 года №610, которая остается актуальной для экспедиторов.
Аудитор Сергей Гонтаровский