• Посилання скопійовано

Зі запуском податкової амністії виникла проблема: лист НБУ

Розробники Закону про податкову амністію не подумали, як банки повинні перевіряти інформацію про всіх декларантів з 2005 року. Офіс Президента провів зустріч з Комітетом Гетманцева і Нацбанком

Зі запуском податкової амністії виникла проблема: лист НБУ

«Судово-юридична газета»

(Матеріал публікується мовою оригіналу)

Авторы проекта закона о налоговой амнистии 5153 и Комитет Гетманцева, который его дорабатывал, не продумали тот момент, что для ее запуска необходимо иметь реестр всех лиц, которые когда-либо подавали декларации. Это выяснилось уже после принятия Верховной Радой закона.

Напомним, что согласно изменениям под налоговую амнистию не могут попасть некоторые публичные деятели:

«Декларантами також не можуть бути особи, які за будь-який рік починаючи з 1 січня 2005 року подавали або мають подавати декларації відповідно до законів, що визначають чи визначали правові та організаційні засади у сфері запобігання корупції (крім тих, які претендували або претендують на зайняття посад, перебування на яких вимагає чи вимагало від особи подання відповідної декларації, та не були призначені або обрані на відповідні посади)», – написали разработчики в законе.

Каким образом, найти всю информацию об этих лицах начиная с 1 января 2005 года они почему-то не подумали.

«Одноразовое декларирование должно быть запущено с 1 сентября, и тут неожиданно оказывается, что у нас немного не хватает данных и Нацдержслужбе нужно за месяц с небольшим сделать реестр всех лиц, которые когда-либо от начала исторического материализма и до 2016 года подавали декларации. Планирование – наша сильная национальная черта все-таки», – посетовала народный депутат Ольга Василевская-Смаглюк, которая также является членом Комитета Гетманцева, отвечавшего за законопроект.

С этой проблемой Национальный банк решил идти к председателю Нацагентства по вопросам государственной службы Наталье Алюшиной.

Так, он отправил ей письмо под названием «Об обеспечении требований законодательства Украины по вопросам налоговой амнистии».

В нем отмечается, что после принятия 15 июня Верховной Радой закона о налоговой амнистии была проведена встреча с участием представителей Офиса Президента Украины, Комитета Гетманцева и Национального банка Украины.

По результатам этой встречи Нацбанк вынужден обратиться в Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы (НАГС) для решения вопроса о взаимодействии с банками при реализации норм Закона.

Так, новым законом предусмотрено, что для целей однократного (специального) добровольного декларирования декларант должен разместить средства в национальной и иностранной валютах в наличной форме и/или банковских металлах на текущих счетах со специальным режимом использования в банках Украины до подачи одноразовой (специальной) добровольного декларации.

Однако согласно нормам Закона о налоговой амнистии определенные лица не могут быть декларантами в рамках однократного (специального) добровольного декларирования (согласно подразделу 9-4 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса).

Для ограничения рисков того, что специальные счета будут использоваться неправомерно, банки должны иметь инструменты для проверки соответствующей информации.

Учитывая, что в Законе отсутствуют механизмы проверки предоставления декларантом декларации в соответствии с законами, которые определяют или определяли правовые и организационные основы в сфере предотвращения коррупции, банкам Украины необходима информация о перечне лиц, которые ранее подавали такие декларации.

В связи с тем, что Единый государственный реестр деклараций (реестр НАПК) содержит данные в электронном виде начиная с 2016 года Национальный банк считает необходимым создание НАГС перечня должностей субъектов декларирования, которые обязаны (были обязаны) подавать декларацию в соответствии с законодательством по вопросам предотвращения коррупции.

Альтернативным способом установления банками такой информации может быть обеспечение возможности оперативного получения банками информации на их запросы, адресованные НАГС. Национальный банк в свою очередь готов присоединиться к обсуждению деталей для решения этого вопроса. «Просим сообщить о принятом НАГС решении и определиться с датой встречи по вопросам, изложенным в этом письме», – сказано в письме НБУ.

Напомним, что 16 июля Владимир Зеленский подписал закон о налоговой амнистии. Ранее эти законопроекты (5153, 5156) были приняты как законы. Главным идеологом тут выступает член команды Зеленского, глава налогового Комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев.

«Із задекларованих активів громадянин повинен буде сплатити збір, зокрема 5% щодо валютних цінностей на рахунках у банках в Україні, а також інших активів, що знаходяться (зареєстровані) в Україні; 9% щодо валютних цінностей на рахунках в іноземних фінансових установах, а також з інших активів, що знаходяться за кордоном; 2,5% щодо номінальної вартості державних облігацій України, придбаних декларантом у період з 1 вересня 2021 року до 31 серпня 2022 року.

Якщо громадянин сплатить усі необхідні збори, держава гарантуватиме йому звільнення від відповідальності за порушення податкового, валютного законодавства», – заявляет Офис Президента по этому поводу.

А если не уплатит, то не будет гарантировать – подразумевает закон.

Дело в том, что в законе о налоговой амнистии содержится норма, согласно которой, даже если вы не подадите так называемую «нулевую декларацию», императивно будет считаться, что вы уже сообщили налоговой, что не имеете активов в размере большем, чем предусмотрено законом.

Т. е. что касается законности приобретения всего, что больше указанных выше нормативов, то тут могут возникнуть вопросы у налоговой. А также если в дальнейшем вам вдруг захочется купить что-то дороже по стоимости, чем 400 тысяч грн.

Также согласно подписанному Зеленским закону в течение 9 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона Кабмин обязан будет разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект об усилении контроля за полнотой налогообложения доходов физических лиц

Кроме того, законом нивелируется принцип презумпции правомерности сделки. Ведь придется подтверждать происхождение средств каждый раз, когда сделку заключают «не амнистированные», т. е. не подавшие декларацию граждане.

***

Читайте також: «Нульове» декларування статків фізосіб: аналіз законів від редакції

***

УВАГА!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER. Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Джерело: Судово-юридична газета

Рубрика: Оподаткування/ПДФО

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ПДФО»