• Посилання скопійовано

Змінено процедуру реєстрації платників податків у 2014 році

Набули чинності акти, що змінили порядок реєстрації платників податків. Що саме змінилося в даній процедурі і чи варто цьому радіти

Змінено процедуру реєстрації платників податків у 2014 році

С 1 января 2014 г. вступили в силу три нормативно-правовых акта, которыми вносятся некоторые изменения в порядок регистрации лиц в качестве плательщиков налогов, а именно:

- Закон от 05 сентября 2013 года №441-VII «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей», связанных с упрощением регистрации налогоплательщиков»;

- Закон от 05 сентября 2013 года №443-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно регистрации налогоплательщиков»;

- Закон от 24 октября 2013 г. №657-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в порядок учета и регистрации налогоплательщиков».

Что изменилось?

Результатом вступления в силу перечисленных выше законодательных актов должно стать упрощение работы бизнесменов. Так, новый субъект предпринимательства может быть по собственному желанию зарегистрирован в автоматическом режиме плательщиком НДС или единщиком (плательщиком единого налога) сразу после процедуры его госрегистрации. При этом личное посещение территориальной налоговой инспекции уже не требуется. По идее, это должно улучшить условия для начала занятия бизнес-деятельностью - ведь сокращается одно бюрократическое звено на старте.

Для воплощения задумки законодателя достаточно подать заявление по утвержденной Миндоходов форме вместе с регистрационным бланком (форма 1 для юрлица и форма 10 для физлица). Это делается на этапе проведения государственной регистрации юрлица или физлица-предпринимателя.

Регистратор самостоятельно уведомляет налоговый орган о выбранной бизнесменом системе налогообложения. Для этого электронная скан-копия поданного заявления передается госрегистратором в налоговые органы вместе с данными из регистрационной карточки.

Теперь регистрация плательщиком единого налога проводится налоговой службой на протяжении 2-х рабочих дней с момента получения от госрегистратора электронной копии поданного заявления. А плательщика НДС - с даты, указанной в заявлении, или же на протяжении 5-ти дней с момента поступления заявления, если иная дата в нем не проставлена.

Вступившие в силу с начала текущего года нововведения в порядке регистрации единщиками и плательщиками НДС дают отличную возможность бизнесу упростить процесс постановки на учет в налоговых органах. Естественно, новая процедура не лишает права предпринимателям обратиться с письменным заявлением в налоговый орган по месту своей регистрации.

Как изменились сроки регистрации для налогоплательщиков?

Для плательщиков НДС срок регистрации - не позже последующего рабочего дня, указанного в заявлении, или на протяжении 5-ти банковских дней, прошедших после поступления регистрационного заявления.

Сроки регистрации для единщиков:

- для предпринимателей, избравших 1 и 2 группы упрощенной системы, в случае подачи заявления госрегистратору - не позже последующего рабочего дня с момента получения налоговым органом от госрегистратора скан-копии (электронной) заявления;

- для 3 группы - на протяжении 10-ти календарных дней с момента представления заявления.

Что случилось с бланками?

С начала года бланки свидетельств единого налога и НДС отменены. На замену им (по аналогии со свидетельством по госрегистрации) выдаются выписки из Реестров плательщиков единого налога и НДС.

Отмена выдачи свидетельств плательщиков единого налога и НДС значительно сокращает объем документооборота между предпринимателями и налоговиками. Ведь свидетельства выдаются в обязательном порядке, а выписка из Госреестра плательщиков налогов - исключительно по желанию самого плательщика.

Кроме этого, учитывая, что бланк свидетельства единого налога представляет собой документ строгого учета, его аннулирование привело к существенной экономии казенных средств. Так, в частности, на протяжении прошлого года было заказано 1,15 тысячи бланков свидетельств для единщиков, на что израсходовали более 1 млн. грн. бюджетных средств.

Извлечение из таких Госреестров налогоплательщик может получить совершенно бесплатно. Следует лишь подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Срок изготовления - в течение 2-х дней после получения такого запроса. Выписка из Госреестра действительна до момента внесения изменений в этот реестр.

Стоит ли радоваться?

Подытоживая вышесказанное, можно смело прийти к выводу, что в текущем году стали доступны два вида постановки на учет в налоговый орган. Естественно, существующая процедура «единого окна» является наиболее удобной. Тем не менее, предприниматели, которые не определились с выбором группы упрощенной системы или не знают, как необходимо заполнить заявление, могут испытывать трудности. Рациональнее будет обратиться в налоговый орган, где заявителям смогут оказать квалифицированные консультационные услуги по поводу имеющихся сомнений.

Однозначно рациональным будет вариант подачи соответствующего заявления госрегистратору вместе с регистрационным бланком. Это сократит время проведения госрегистрации единщиком или плательщиком НДС.

Кроме того, следует отметить, что введенная процедура не предусматривает обязанность представления госрегистратору Книги учета расходов и доходов и заявления о ее регистрации. Поэтому для предпринимателей, которым нужно вести эту Книгу (1, 2, 3 (не является плательщиком НДС) и 5 групп упрощенной системы), процедура фактически не упрощается - налоговую посещать все равно придется.

ВЫВОД:

Таким образом, учитывая изложенные новшества и произошедшие изменения в законодательстве Украины, с начала текущего года значительно упрощена процедура регистрация налогоплательщиков.

Одна из актуальных задач для Миндоходов - усердно работать над прозрачностью и упрощением всех процедур, связанных с налогообложением. Так, на сегодня большинство административных сервисов переведены в электронный формат, а некоторые налоговые отчетности и вовсе ликвидированы.

Такой подход значительно экономит время и позволяет снизить коррупционные риски, а упрощение налоговых формальностей стимулирует предпринимателей легализировать свой бизнес и вывести его из тени, что уменьшает долю теневой экономики Украины.

Уже стало традицией то, что бюрократическая машина при старте дает сбой. Так и на этот раз, гладко отработать полезное для бизнеса новшество у исполнительного органа не получилось. Ведь форма заявления, которое подается для получения выписки из реестра плательщиков единого налога или НДС, еще не разработана и не утверждена. Это значит, что в ближайшие месяцы налогоплательщики не смогут получить выписки из этих Госреестров.

Елена Ланец, начальник отдела регистрации и лицензирования ЮФ «Контакт»

Джерело: ЮРЛІГА

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ПДВ»