• Посилання скопійовано

Використання електронних грошей платником єдиного податку - вихід існує

Платники єдиного податку позбавлені права використовувати в своїй діяльності електронні платежі. Однак вихід все-таки існує

Використання електронних грошей платником єдиного податку -  вихід існує

Несмотря на стремительное развитие, Украинский рынок электронной коммерции все еще значительно отстает от лидирующих стран Европы и США. Это объясняется, прежде всего, отсутствием надлежащей государственной поддержки сетевой экономики в Украине. Негативное влияние на развитие он-лайн торговли в нашей стране оказывает также низкий уровень электронных платежных услуг и обременительное налогообложение.

На сегодняшний день основными игроками на рынке электронной коммерции являются частные предприятия (Интернет-магазины, аукционы, разработчики ПО и пр.), которые осуществляют свою деятельность по упрощенной системе налогообложения.

Согласно действующему законодательству, плательщики единого налога лишены права использовать в своей деятельности электронные платежи.

В связи с этим складывается парадоксальная ситуация: основные субъекты электронной коммерции не могут использовать ее основные инструменты.

Риски, связанные с использованием электронных денег плательщиками единого налога

Пункт 291.6 Налогового кодекса Украины обязывает плательщиков единого налога осуществлять расчеты исключительно в денежной форме (наличной или безналичной). Нарушение этого правила влечет за собой аннулирование свидетельства плательщика единого налога (п. 299.15 ст. 299 НКУ).

Согласно положениям Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (Относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов)» электронные деньги – это денежное обязательство. Поэтому операции с электронными деньгами нельзя отнести к наличной или безналичной форме расчетов.

В связи с этим использование предпринимателем электронных денег возможно только на общей системе налогообложения.

То есть, если физическое лицо-предприниматель будет использовать в своей деятельности электронные деньги, то оно будет обязано платить налог по ставке 15% (пп.3 п. 293.4 НКУ), а юридическое лицо – по двойной ставке единого налога (пп. 4 п. 298.2.3 НКУ).

Такие перспективы заставляют предпринимателей воздерживаться от электронных платежей и использовать исключительно денежную форму расчетов, что делает отечественный рынок электронной коммерции сложным и обременительным.

Однако выход все-таки существует.

Возможные варианты

Вариант расчета электронными деньгами для плательщиков единого налога возможен в случае, если предприниматель заключит договор с неким посредником (финансовой компанией, банком). Согласно такого договора финансовый посредник будет получать электронные деньги от клиентов и переводить их на расчетный счет предпринимателя в виде безналичных платежей. Таким образом проведение самим плательщиком единого налога операций с электронными деньгами отсутствует.

Также возможен вариант расчетов, при котором клиент Интернет-магазина (плательщика единого налога) может осуществлять платеж непосредственно на безналичный счет магазина через платежную систему (клиент перечисляет электронные деньги платежной системе, а она уже перечисляет гривну на счет плательщика единого налога в банке). Таким образом, электронной форма расчета будет только для покупателя, в то время как для продавца (собственника Интернет-магазина) она будет являться денежной.

При этом валовый доход и налоговое обязательство возникает у продавца по первому событию. Им может являться либо получение банковского перечисления от финансовой компании-посредника, либо отгрузка товара покупателю. Операции подтверждаются первичными бухгалтерскими документами: актами оказанных услуг, банковскими выписками, а также – соответствующими записями в реестрах принятых платежей.

Вышеупомянутые варианты расчетов отвечают интересам предпринимателей, однако, к сожалению, не лишены недостатков. Так, например, пользуясь услугами финансовых посредников, предприниматель теряет минимум 2% от суммы платежа на оплату комиссионных. Кроме того, предприниматель не сможет распоряжаться накопленными (принятыми) средствами по своему усмотрению, например, делать выплаты или денежные переводы внутри электронных платежных систем.

15 мая 2013 Кабинет Министров одобрил проект Указа Президента Украины «О Стратегии развития информационного общества в Украине». Согласно данному документу одной из приоритетных государственных целей является развитие электронной экономики. Остается надеяться, что правительство не ограничится провозглашением намерений, а начнет предпринимать реальные шаги по их воплощению. Возможно, тогда представители малого Интернет-бизнеса получат наконец государственную поддержку и избавятся от существующих законодательных ограничений.

Джерело: Мінфін

Рубрика: Спрощена система/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»