Как сообщает UBR, за годы независимости в Украине создали сотни всевозможных реестров, собрав в них террабайты данных обо всем, что только можно. Может показаться, что в стране «электрифицировали» уже все возможные госуслуги, тем более, что чиновники чуть не каждый месяц рассказывают украинцам о подключении новых сервисов к электронной платформе. Однако украинцы по сей день вынуждены таскать из ведомства в ведомство справки, чтобы оформить субсидии, помощь на ребенка или даже заплатить налоговикам выписанный за просроченный платеж штраф. А бизнес продолжает ублажать чиновников, «смазывая» прохождение своих прошений неизбежным вознаграждением.
О том, почему государственные реестры до сих пор так и не научились взаимодействовать между собой, и когда бизнес и граждане дождутся полноценного электронного государства, UBR.ua распросил первого заместителя главы Государственного агентства по вопросам электронного правительства Украины Алексея Выскуба.
Что такое электронное правительство и на какой стадии перевод государственных услуг в онлайн?
Государство – это четко определенный набор административных процессов. К сожалению, эти процессы в Украине очень зарегулированы и забюрократизированы. Причин часто – это и унаследованная нормативная база, и исторические особенности. Электронное правительство – это глубокий реинжиниринг всех управленческих процессов в государстве.
Суть э-правительства состоит в том, чтобы все эти процессы сделать современными, прозрачными, эффективными, основанными преимущественно на информационных технологиях. Безусловно, это очень сложный процесс, и небыстрый. Одним из ключевых барьеров являются не так чиновники, как унаследованная нормативная база.
При реализации любого цифрового проекта в сфере э-правительства где-то 80% времени и других ресурсов уходит на изменение законодательства. И только 20% занимают такие практические аспекты, как программирование и внедрение. Это норма для любой европейской страны. Часто, как пример, приводят Эстонию. Но надо принимать во внимание, что у этой страны за плечами 20 лет опыта и усилий.
Расскажите на конкретном примере, как работает э-правительство?
Как пример, можно привести услугу назначения помощи при рождении ребенка. Для того, чтобы позволить подавать документы онлайн было потрачено где-то 10 месяцев. Большая часть этого времени ушла на внесение изменений в правительственное постановление. Чтобы разработать программное обеспечение, ушло два-три месяца.
Тут надо отметить, что речь шла о внедрении услуги еще недостаточного качества. Ключевой принцип, которого придерживаются и в европейских странах, – услуга должна пройти реинжиниринг. Нельзя при создании электронной услуги просто полностью копировать бумажный процесс.
Что такое реинжиниринг в данном случае?
Если услуга требует подачи каких-то документов, которые частное лицо или бизнесмен собирает в других учреждениях, то такая услуга не нужна. Электронная услуга «на выходе» должна требовать от обратившегося только один документ – заявление. Все другие документы должны собираться автоматически.
Чтобы перевести получение помощи при рождении ребенка полностью в электронную форму, мы прошли три этапа. Сначала внесли изменения в постановление. Разрешили подавать документы онлайн. И отменили требование о подаче копии свидетельства о рождении. Раньше молодая семья подавала заявление и вместе с ним несла эту копию. Ее достоверность работники ведомств не могли никак проверить. И, в связи с этим, кстати, было много злоупотреблений. Ведь когда нет доступа к реестру актов гражданского состояния, проверить, действительно ли родился ребенок, невозможно.
Первое, что мы сделали – убрали требование предъявлять копии свидетельства о рождении. То есть теперь подается только заявление, в котором указывается лишь номер свидетельства о рождении. После чего следует онлайн-запрос в РАГС, который отвечает, действительно ли родился ребенок.
В таком виде услуга проработала девять месяцев. Мы убедились, что электронная форма подачи существенно ускоряет внутренние бизнес-процессы и решили внести еще одно изменение в правительственное постановление. Теперь, в случае подачи бумажного заявления срок предоставления услуги остается 10 рабочих дней, как было и раньше. Но, если вы подаете заявление в электронной форме, то срок ответа – один рабочий день.
Но в процессе реализации услуги обнаружилась еще одна проблема: при несоответствии места проживания и регистрации, в управлении соцзащиты по месту фактического проживании могли потребовать справку, что вы не подавались на оформление помощи по месту «прописки». Такого народу у нас очень много, и их гоняли между фактическим местом проживания и местом «прописки». На ликвидацию этой проблемы у нас ушел почти год.
Оказалось, что у Министерства социальной политики нет единой онлайн-базы данных. То есть, они запрашивали такие данные из регионов раз в месяц. Не было возможности проверить, что человек не обращался за той же помощью в разные места. Если же нарушения удавалось выявить, то такие дела застревали в судах на годы.
Мы в третий раз внесли изменения в постановление. Опять это длилось около восьми месяцев. Была объединена база по всем регионам. Теперь, если вы обращаетесь за помощью по месту фактического проживания, сразу же идет запрос по месту регистрации. Если там нет обращения – помощь назначается автоматически. Вот как проходил реинжиниринг услуги, на первый взгляд не очень сложной. Ведь требовался всего один документ.
Сколько всего услуг доступно в электронной форме?
На портале Кабинета министров у нас доступно 119 услуг. Мы понимаем, что качество этих услуг – разное, что со временем нужно будет проводить реинжиниринг. Какие-то услуги надеемся полностью автоматизировать. Это постоянный процесс.
Можно привести пример из сферы строительства, где есть три класса сложности сооружений. Классификация зависит от размеров, выбросов и других параметров. Например, промышленные строения – третий класс. Все, что касается частного строительства, малого и среднего бизнеса – первый класс. В Украине примерно 80% всего, что строится – это первый класс, СС1. Это жилищное строительство, до четырех этажей с ограничением по площади квартир.
Мы начали процесс постепенного перевода в онлайн всех разрешительных документов в строительной сфере. Начали с услуг по сооружениям первого класса, потому что он наиболее простой и требует наименьшего количества документов. Мы понимаем, что сфера строительства сколько-нибудь заметного результата.
К примеру, спустя 2 года работы онлайн услуги «Уведомление о начале строительных работ» количество отказов оставалось на уровне 50%. Хотя мы понимали, что причин для отказа по процедуре почти нет. В июне 2018 года нам удалось сделать ее полностью автоматической и с тех пор мы не зафиксировали ни одного отказа. Эта услуга стала первой в Украине, когда решение принимает не чиновник, а система. И сейчас мы работаем над тем, чтобы таких услуг становилось все больше.
Можно обращаться и в бумажном виде, и в электронной форме?
Да. Электронный способ создается как параллельный. Мы хотим «дожать» и услуги в сфере строительства для бизнеса перевести исключительно в электронную форму. Во многих странах электронные услуги появляются как альтернатива. Если в течение двух-трех лет они доказывают свою эффективность, то принимается правительственное решение, что они становятся полностью электронными. Как наиболее яркий пример можно привести Данию. Они каждые два-три года очередные 20 услуг делают полностью электронными.
Почему пользователей электронными услугами немного?
Тут играет фактор некой ментальности, поскольку люди больше доверяют бумажке. Также свою роль играет низкий уровень осведомленности. Сейчас мы проводим более комплексные коммуникационные кампании, чтобы охватить как можно больше слоев населения. Последние два года мы больше работали над внедрением электронных услуг, и только теперь начали уделять внимание их популяризации.
Еще один барьер – это электронная идентификация. Административные услуги предусматривают, что их результатом становится изменение статуса граждан. Для таких сервисов электронная идентификация очень критична.
Мы требуем наличия электронной цифровой подписи (ЭЦП). Охват ЭЦП в Украине невысокий, на конец 2018 года около 5 млн граждан имели ЭЦП. Это данные – с учетом бизнеса. При этом последний обеспечен ЭЦП на 100%, а люди – нет.
В развитых странах цифровая подпись не выдается на компакт-диске или флешке. Это незащищенные носители. Граждане Евросоюза получают ЭЦП двумя путями. Первый – ID-паспорт. Второй – Mobile ID.
В Украине закон об ЭЦП существует с 2004 года. За все это время у нас все должно было бы быть по-другому. Но в Украине наиболее распространенный способ получения ЭЦП – поход гражданина куда-то и запись на незащищенный носитель. Что само по себе ужасно и, ни о какой безопасности речи идти не может. Когда у нас пойдет развитие электронных, финансовых услуг, э-коммерции, то ситуация с кибербезопасностью серьезно ухудшится.
Как думает обычный гражданин: я не оформляю ЭЦП, потому что мало услуг, где можно воспользоваться этой возможностью. Мы повысим спрос на электронные услуги. С 14 лет украинцы будут получать новый паспорт, а также при вклеивании фото после достижения 25 и 45 лет. Таким гражданам уже будет выдаваться не обычный, а ID-паспорт. Ежегодно будет появляться 1,5-2 млн человек с ЭЦП.
Технология Mobile ID также может обеспечить граждан надежным и безопасным инструментом электронной идентификации. Ведь ЭЦП в SIM-карте – это полная защита, даже если телефон утерян или украден. PIN-код знает только владелец.
Сколько всего в Украине госреестров?
Мы в 2016 году насчитали около 350 реестров. Большая часть из них не является базовыми, такими как демографический, земельный кадастр, реестр вещественных прав, реестр бизнеса – который у нас называется ЕГР. В среднем таких базовых реестров в каждой стране от трех до семи.
Но качество украинских данных оставляет желать лучшего. Если в нескольких реестрах сопоставить информацию, то количество ошибок будет колебаться в пределах 30-50%.
Но дело понемногу движется. Постепенно создается демографический реестр. До недавнего времени его вовсе не существовало. Паспорт выдавался в паспортных столах. В которых архивы – рукописные. Расшифровать их и доверять им – невозможно. Электронную базу начали создавать в 2014 году. Миграционная служба приняла, на мой взгляд, правильное решение – наполнять его на основе данных о выдаче внутреннего (ID карты) или заграничного паспорта.
Граждане получают 14-значный код – уникальный номер записи в реестре (УНЗР). Который со временем должен стать основным идентификатором. Это было сделано с тем, чтобы обойти некоторые религиозные моменты. Сугубо формально это не код гражданина, а просто номер записи в реестре.
На сегодня в едином демографическом реестре где-то 13,5 млн человек – столько удалось собрать с 2014 года. Трудно сказать, когда все население будет охвачено. В основном там активная его часть. Те, кто только получил внутренний паспорт (ID карту), или же зарубежный паспорт.
Какие нам нужны базовые реестры?
Уже созданы и успешно функционируют земельный кадастр, так называемый бизнес-реестр (ЕГР юрлиц), демографический реестр. Условно хорошо работает реестр имущественных прав. Условно потому, что в БТИ далеко не все архивы оцифрованы.
Еще один важный и ключевой – реестр адресов. Он у нас не создан. Он в том или другом виде существует в статистике, реестре имущественных прав, частично – в реестре избирателей. Фактически, это актуальная база всех существующих в стране адресов. Строительство, налоги – все крутится вокруг адресов. В прошлом году Министерство юстиции создало рабочую группу. И есть планы до конца года создать такой реестр. Все остальные, пускай 150 реестров, должны работать на основе вот таких базовых реестров.
В каждой стране есть реестр реестров. У нас он называется Национальный реестр электронных информационных ресурсов. Каждая система, существующая в государстве, должна быть зарегистрирована.
Сейчас мы сталкиваемся с дублированием данных в реестрах и со сбором избыточных данных. А надо понимать, что ни одни государственный или местный орган власти не имеет права собирать данных больше, чем необходимо для внесения в какой-либо реестр. Цель создания надреестра – упорядочить все реестры, ликвидировать дублирование.
Осенью 2018 года мы внедряли услуги по транспорту – электронный кабинет перевозчика, с помощью которого можно оформить лицензию. Для обычных пользователей есть возможность, сфотографировав на улице любую маршрутку, узнать, есть ли у этого предприятия лицензия, какому предприятию принадлежит автобус и т.д. Но в нем информации намного больше, чем могло бы быть при условии взаимодействия с базовым реестром. Огромное количество полей, данные неактуальны.
Эту проблему мы решаем двумя путями. Первый – упорядочивание базовых реестров и внедрение системы электронного взаимодействия государственных ресурсов «Трембита». По сути, это локализированная версия эстонской «шины» для взаимодействия госреестров.
В конце года ее приобрели за европейские деньги, она получила все необходимые разрешения и сейчас происходит построение первых взаимодействий. Каждое из которых приводит к трем вещам.
Первая – упрощаются услуги. Вторая – внутренний процесс становится проще и эффективней. Третья – каждое взаимодействие приводит к упорядочиванию данных в реестре.
Например, вы уже построили частный дом. Сначала уведомили о начале строительства, потом подали декларацию о вводе в эксплуатацию. В этом случае есть еще одна административная услуга – регистрация имущественных прав. Вы подаете необходимые документы и на вас регистрируют этот дом.
Если вы подавали все документы в электронном виде, то можете столкнуться со следующей проблемой: придется подать копию декларации о вводе в эксплуатацию. Именно на этом этапе возникало больше всего злоупотреблений. Это не бланк строгой отчетности, а обычные бумажки. С подписью и печатью на последней странице. То есть средние страницы можно заменять, как угодно.
Когда украинцы перестанут бегать с бумажками?
В Украине первая электронная услуга появилась где-то в конце 2015 года. На сегодня у нас уже есть 119 услуг. Проблема в том, что они разрозненные. Всего в реестре Минэкономики около 1,2 тыс. услуг, большинством из которых пользуются лишь несколько раз в год. То есть нет никакого смысла переводить в онлайн их все, а лишь самые затребованные гражданами.
Есть 200-300 услуг, которые полностью покрывают все жизненные ситуации 90% населения. Проблема в том, что у нас нет единого окна, one stop shop, которое позволило бы получать все услуги «из одних рук». Такая разрозненность влияет на восприятие пользователями. Они не видят высокой ценности в э-услугах. Цель на этот год – внедрение 50 новых электронных сервисов. Сейчас наиболее высокий приоритет – это услуги для отраслей и бизнеса.
Уже в марте должно быть в электронном виде разрешение на спецводоиспользование. Оно необходимо предприятиям, которые в процессе деятельности нуждается в заборе или сливе воды в естественные водоемы. Очень сложный и весьма коррупционный вопрос. Много предприятий, особенно зарубежных, сталкивались с этим. В год 15 тыс. предприятий обращаются за таким разрешением.
Также в этом году мы завершим процесс с лицензированием лекарств, что предполагает порядка пяти новых электронных услуг. В очереди стоит разрешение на использование недр.
Очень большие ожидания у нас от наполнения новыми услугами уже действующего кабинета автовладельца. Сейчас он выполняет скорее информационную функцию, нежели предоставления возможности оформить что-либо онлайн. К маю мы планируем в рамках этого кабинета реализовать, например, онлайн регистрацию авто и возможность замены водительского удостоверения. А также множества других массовых услуг, спрос на которые достигает по миллиону обращений в год.
В течение ближайших двух-трех лет какие бумажки исчезнут?
Раньше у нас подход был такой: есть услуга – переводим ее в электронный вид. Вначале 2019 года утвержден новый план развития электронных услуг, согласно которому мы намерены внедрять комплексные электронные услуги, которые будут формироваться по принципу определенных видов бизнеса или жизненных ситуаций.
К примеру, при рождении ребенка его родители должны получить свидетельство о рождении, оформить социальную помощь, зарегистрировать по месту проживания и т.д. Всего таких услуг до 9, в зависимости от семьи. Чтобы получить все эти услуги, молодым родителям необходимо подать 9 заявлений. Мы же, совместно с другими ведомствами, работаем над тем, чтобы от них требовалось лишь одно заявление. Данный проект имеет условное название «еМалятко». Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте. Мы надеемся, что его реализация облегчит жизнь молодым родителям свыше 320 тыс. новорожденных ежегодно.
Когда заработает «Трембита»?
На данном этапе система полностью готова к внедрению, развернута на государственных серверах и получила необходимые сертификаты по безопасности. Сегодня мы начинаем подключение. До конца года у нас цель подключить к системе 20 основных госреестров. Их взаимодействие даст наибольший эффект и позволит не только упростить услуги, но также полностью автоматизировать некоторые из них. И, что очень важно, сэкономить стране миллиарды гривен.
К примеру, электронное взаимодействие между пенсионным фондом и реестром актов гражданского состояния, где регистрируется рождения, браки, смерти, – позволит не начислять пенсии уже умершим людям. Сейчас в этом наблюдается некий хаос. Из-за чего, по данным Минфина, потери составляют миллиарды гривен. Причина в отсутствии актуальной информации на момент обращений за начислением пенсий и других соцвыплат.
Не меньший эффект будет иметь электронное взаимодействие между земельным кадастром и налоговой. Поскольку позволит навести порядок с налогом на землю.
К слову, «Трембита» позволит украинцам втрое реже обращаться в органы власти, чтобы получить необходимую справку или услугу. Сегодня каждый из нас должен обратиться к чиновникам не менее 24 раза на протяжении всей жизни. После подключения к электронному взаимодействию достаточно будет осуществить только восемь обращений.