У украинцев опять проснулся аппетит к иностранной валюте. Рефлекс на приближение осени работает, как часы. После победных заявлений Нацбанка о том, что население массово начало сбрасывать свои «зеленые», вышла уточненная статистика НБУ о том, что уже в июле из банковской системы ушло в наличный оборот $539 млн. То есть после периода спокойствия на валютном рынке к сентябрю в Украине опять началась всенародная забава «сбрось лишние гривны».
На этом фоне неудивительно, что регулятор достал из рукава уже проверенный козырь – идею о налоге на продажу валюты. Прошлой зимой этот ход возымел на миллионы «спекулянтов» завораживающее действие: скупка населением валюты прекратилась уже от самой новости о возможном введении такого налога. Но если год назад в запале девальвационных настроений перспективы ввода 10%-ного, или даже 15%-ного налога на продажу наличной валюты выглядели вполне реалистично, то сейчас это скорее нужно воспринимать как блеф. Есть, как минимум, три причины, чтобы так считать.
Во-первых, выборы. До 2015-го осталось всего ничего. В страхе за свои политические рейтинги украинские лидеры до сих пор не рискнули поднять тарифы на газ, не ввели 5%-ный налог на доходы от депозитов и фактически отказались от взимания налога на недвижимость. Какова вероятность того, что в преддверии судьбоносных выборов властям хватит духу ввести масштабный налог, который, по сути, коснется почти всего взрослого населения? Минимальна, ведь такой ход может опустить рейтинги его авторов еще ниже, чем любая девальвация.
Вторая причина – сомнительный эффект от такого налога. Даже если допустить, что 10-15%-ный сбор на продажу валюты будет введен, только случайный обыватель его заплатит. Все наличные операции просто уйдут на черный рынок. Причем, в отличие от 1990-х, сегодня этот черный рынок может быть вполне цивилизованным и комфортным для населения. Пример – Белоруссия, где во время валютного кризиса был создан веб-сайт. На этом сайте люди без помощи и контроля государства покупали и продавали валюту по рыночным ценам. И это мы говорим о Белоруссии, где государственный контроль на две головы выше, чем в нашей стране.
Третья причина – МВФ. Пока еще есть инвесторы, которые надеются на Украину, и считают, что договор с МВФ вот-вот будет подписан. Иностранцам никак не верится, что государственная политика может основываться на принципе «авось прорвемся». Они в очередной раз допускают в своих аналитических записках, что украинские лидеры непременно одумаются и в какой-то момент пойдут на уступки Фонда. Если не в сентябре, то обязательно в октябре. В крайнем случае, в ноябре. В таких условиях для украинской стороны главное – не лишать иностранцев их веры в здравый смысл. Вводить налог на продажу валюты – это то же самое, что во всеуслышание заявить: договора с МВФ не было и не будет, никогда и ни при каких условиях. Только одним этим можно спровоцировать бурю на валютном рынке.
Вот и получается, что внедрение налога на валюту для действующей власти – это больше проблем, чем выгод. Другое дело – еще раз просто припугнуть население.