• Посилання скопійовано

Тільки після 1 липня 2000 року

Цього року людям не доведеться збирати документи про заробіток за будь-які п'ять років до цієї дати

Размер пенсии зависит от двух показателей: рабочего стажа и заработка. Ранее мы подробно и с учетом всех новшеств пенсионной реформы рассказали о том, какой стаж учитывается при назначении выплат. Но ведь и в части определения заработка произошли существенные изменения. О том, исходя из каких зарплат рассчитываются пенсии, как проходит процедура их «осовременивания» и что нового появилось после 1 октября 2011 года (когда вступил в силу Закон о пенсионной реформе), наши читатели узнают от зампредседателя правления Пенсионного фонда В. Никитенко.
Самое главное, что изменилось после проведения пенсионной реформы, ? это срок, за который учитывается зарплата для назначения пенсии. Раньше требовалось предоставить сведения за два периода:
за любые 60 месяцев подряд до 1 июля 2000 года
плюс
за весь страховой стаж после 1 июля 2000 года до дня обращения за пенсией.
Теперь для назначения пенсионных выплат обязательно потребуются данные о зарплате только за один период — после 1 июля 2000 года, которые внесены в систему персонифицированного учета взносов.
Это сделано по многочисленным просьбам тех людей, которым трудно было находить сведения о заработке до 2000 года. Во время распада СССР многие предприятия исчезли. Немало фирм поглотили гиперинфляция 90-х и кризис 1998 года. Архивов не осталось, несмотря на то, что законом строго предписано хранить их 75 лет. В итоге людям приходилось разыскивать документы, доказывать, объясняться. Поэтому в ходе реформы было принято решение учитывать только сведения о зарплате с 1 июля 2000 года, накопленные в персонифицированной системе учета взносов.
Впрочем, нашлись недовольные и этим решением. В первую очередь, частные предприниматели, у которых из-за неясностей законодательства в части официально учтенных заработков после 2000 года нередко был полный «провал». Также начали беспокоиться те, кто при Советском Союзе имел высокооплачиваемую работу, трудился на руководящих должностях, работал на Севере, вел научные разработки, публиковал статьи. Ведь без учета этих высоких заработков люди фактически лишались шанса на достойные пенсионные выплаты.
Поэтому в окончательный вариант закона вошло положение о том, что по желанию пенсионера или в том случае, если у него стаж после 2000 года составляет менее пяти лет, он может для назначения пенсии предоставить также сведения за любые 60 календарных месяцев до 1 июля 2000 года. Сразу отметим, что эта норма временная и будет действовать только до 1 января 2016-го. Кроме того, информация о зарплате за этот период должна быть подтверждена справкой.
А вот что касается сведений о заработках, полученных после 1 июля 2000 года, то их документально подтверждать не требуется. Все эти доходы учитываются на основании данных, зафиксированных в личном деле человека в системе персонифицированного учета взносов Пенсионного фонда Украины. Поэтому специалистам фонда для назначения пенсии достаточно обратиться к базе данных, чтобы определить заработок за весь этот период.
Ну и самое главное: чтобы определять реальный уровень заработков, был введен механизм их «осовременивания». Дело в том, что люди, уходящие на пенсию сейчас, работали и при СССР, и в момент становления независимости Украины. Они пережили времена гиперинфляции и две денежные реформы, получали зарплаты в рублях, купонах, гривнях. Как среди всего этого многообразия понять, большая зарплата была в то время у человека или маленькая. Очень просто: ее нужно с чем-то сравнить… Таким образом, при назначении пенсии (чтобы определить уровень заработков конкретного человека) его зарплату сравнивают со средней зарплатой в стране за каждый месяц работы, учитываемый при назначении пенсии.
И даже после проведения пенсионной реформы механизм «осовременивания» заработка не исчез, хотя и претерпел некоторые изменения. Поэтому расскажем о нем подробнее.
Корректировка зарплат проводится в несколько этапов.
Шаг первый. После того как человек предоставит расписанные помесячно сведения о своих заработках, их сопоставят со средней зарплатой в стране за этот же период (см. таблицу). Результат округлят до пятой цифры после запятой и получат таким образом коэффициент зарплаты за данный конкретный месяц.
Показатели среднемесячной зарплаты с 1958-го по 2002 год были утверждены постановлением Кабинета министров от 20 ноября 2003 года. А вот показатель средней зарплаты после 2003-го учитывается на основании методики, разработанной Государственным комитетом статистики, Министерством труда и социальной политики, а также Министерством экономики.
Допустим, в августе 2012 года человек уходит на заслуженный отдых. После того как он подаст документы в Пенсионный фонд, его зарплату за каждый месяц сравнят со средней зарплатой по стране. Например, в 2010 году он получал с января по июль 2000 гривень в месяц.
Сравним его зарплату за январь 2010 года с показателем средней зарплаты по стране за тот же месяц.
2000 гривень / 1687 гривень 62 копейки = 1,18510.
Таким образом, коэффициент заработка за январь 2010 года составил 1,18510.
Сделаем то же для июльской зарплаты.
2000 гривень / 1982 гривни 72 копейки = 1,00872.
Как видите, из-за того что показатель средней зарплаты в стране за июль 2010 года увеличился, уменьшился коэффициент заработка. Хотя размер зарплаты этого человека оставался неизменным.
Шаг второй. После того как рассчитывают коэффициенты зарплат за каждый месяц, их суммируют и делят на количество месяцев. Получается среднеарифметический коэффициент заработка данного человека.
Шаг третий. Определяется современный аналог заработков человека. Для этого его среднеарифметический коэффициент умножается на среднюю зарплату по стране. И вот в этой части произошло очень важное изменение. Если раньше использовалась средняя зарплата за год, предшествовавший обращению за пенсией, то теперь учитывается усредненный показатель за три предыдущих года.
Например, раньше при назначении пенсии в 2012 году следовало использовать среднюю зарплату за 2011 год. А теперь — усредненный показатель средних зарплат за 2009-й, 2010-й и 2011 годы. Его сумма составляет 2001 гривню 20 копеек. Таким образом: в 2012 году все пенсии назначаются исходя из показателя 2001 гривня 20 копеек.
Зачем это было сделано? По очень простой причине: зарплата у нас в стране растет. И довольно заметно. Например, если в 2009-м пенсия назначалась исходя из средней зарплаты за 2008 год (1573 гривни 99 копеек), то уже в 2010-м выплаты пересчитывались с учетом средней зарплаты за 2009 год (1650 гривень 43 копейки). А в 2011-м пенсия назначалась исходя из показателя за 2010 год (1982 гривни 63 копейки). А средняя зарплата за 2011-й — 2370 гривень 53 копейки.
Таким образом, только за счет статистики у людей с одинаковыми стажем и заработками, выходивших на пенсию в 2009 и 2010 годах, пенсии могли отличаться на 100 ? 200 гривень. И поскольку средняя зарплата в стране постоянно повышается, то в выигрыше всегда оказывались те, кто уходил на пенсию позже. А вот если учитывать показатель зарплат за три года, такие статистические скачки не будут столько заметны.
Предположим, индивидуальный коэффициент человека составляет 1,6 (это означает, что его зарплата была выше средней в 1,6 раза). Умножим индивидуальный коэффициент на показатель средней зарплаты, который применяется в 2012 году:
1,6 х 2001 гривню 20 копеек = 3201 гривня 92 копейки.
Именно исходя из этой зарплаты человеку рассчитают пенсию. Допустим, у него 55 лет стажа. Как мы ранее рассказывали, один год стажа «стоит» 1,35 процента заработка, и пенсия такого человека составит в общем 74,25 процента заработка, то есть 0,7425:
3201 гривня 92 копейки х 0,7425 = 2377 гривень 43 копейки.
Впрочем, это очень упрощенные подсчеты. А точное определение размера выплат производится в управлениях Пенсионного фонда посредством специальных программ.
Кстати, в ходе пенсионной реформы были расширены возможности исключения из данных о зарплате невыгодных для пенсионера сведений, чтобы улучшить коэффициент заработка. До реформы, подавая документы для назначения пенсии, человек имел право не учитывать зарплату за некий период своего страхового стажа при условии, если этот период непрерывный (то есть 10, 20, 25 и так далее месяцев подряд) и составляет не более 10 процентов страхового стажа.
А теперь в числе этих 10 процентов можно исключать периоды, когда человек стоял на учете в службе занятости, не подряд, а с перерывами. Но в сумме исключенных периодов не должно быть больше 60 календарных месяцев. Кроме того, в сведения о заработке можно вообще не включать периоды, когда человек проходил воинскую службу, учился, ухаживал за ребенком до трех лет, ребенком-инвалидом до 16 лет, инвалидом I группы или же за пенсионером, который по заключению медицинского учреждения нуждается в уходе.
Впрочем, даже если у человека в ходе подсчетов вышел низкий коэффициент заработка и пенсию назначили маленькую, он все равно не будет получать меньше минимальной выплаты, которая с 1 июля 2012 года составляет 844 гривни.
Напоминаем, что при Пенсионном фонде Украины работает «горячая линия», специалистам которой можно задать все интересующие вас вопросы о пенсионном страховании. Обращаться можно с понедельника по пятницу, с 9.00 до 20.00, по номеру 0-800-503-753. Звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные.

Джерело: Правда Украины

Рубрика: Праця та соціальний захист/Пенсії

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Пенсії»