Как свидетельствуют данные Министерства социальной политики, пенсионеры в будущем смогут рассчитывать на услуги негосударственного пенсионного фонда. Однако это пока что остается лишь теорией.
По привычке украинская власть в лице Министерства социальной политики считается реальным хозяином своего слова: обещания даются и забираются обратно. Немногим ранее было заявлено вполне официально, что второй этап пенсионного реформирования планируется ввести в действие уже с первого дня 2013 года. Сегодня же власть дает народу очередные обещания. В этот раз Наталия Королевская, министр социальной политики, дала обещание, что на следующий уровень пенсионное реформирование перейдет в конце 2014 или начале 2015 года. По устоявшейся тенденции можно предвидеть, что долгожданная дата снова будет передвинута на отдаленный срок. Ситуация в стране пока позволяет это сделать: Министерство социальной политики давно подготовило проект Концепции социального развития Украины, который охватывает период вплоть до 2023 года. Однако и сейчас нет гарантии, что вышеуказанный документ, со слов самой Королевской, не будет отложен вместе с сотней прочих запланированных полезных программ и стратегий.
Предварительные данные свидетельствуют о том, что будущие участники второго уровня реформирования (накопительной системы) – это лица, которые перешагнули 35-летний рубеж на момент ввода системы в действие. Размер их страхового взноса будет не менее 2%. Ежегодное увеличение последнего планируется делать на 1%.
Спустя пару лет после начала отчисления страховых взносов все пенсионеры получат законное право выбора негосударственных пенсионных фондов для сбережения и накопления пенсионных средств. Однако пока что это остается всего лишь теорией. Практика же показывает, что приятного в таком прогнозе в реальности окажется мало.
Государство стремится обеспечить выплату пенсий стареющему украинскому населению. В реальности же это становится серьезной проблемой на макроэкономическом уровне. Если пустить ее решение на самотек, то с сохранением настоящих тенденций в экономике, государственный долг весьма скоро перевалит за стопроцентный размер ВВП. А это приведет к логичному внутриполитическому кризису на долгий срок и полному финансовому краху.
Подобный сценарий чреват окончательной потерей доверия мировых финансовых структур к Украине, а в частности со стороны МВФ. В результате будут длительные и тяжелые переговоры касательно реструктуризации набежавших долгов.
Пока что масштабы пенсионного реформирования в долгосрочной перспективе явно превосходят проблемы государственного бюджета. Можно начать даже с программы вооружения национальной армии и завершить перечисление модернизацией системы образования. В случае, когда чиновники, стоящие у власти, не в состоянии решить все текущие животрепещущие вопросы касательно согласования долговой, бюджетной и инвестиционной политики, то реальный уровень жизни граждан пенсионного возраста будет продолжать понижаться, а государственная казна станет разбалансированной в результате непомерной дополнительной нагрузки в виде демографического роста. Как следствие, не за горами будет банкротство, по сравнению с которым кризис 2008 года покажется незначительной неприятностью.
Но Украина продолжает надеяться на великий «авось». С момента старта программы пенсионного реформирования прошло целое десятилетие. А в реальной жизни пенсионеры остаются заложниками советской пенсионной системы, которая не позволяет нормально работать распределительной схеме.
Основные яблоки раздора известны каждому мало-мальски разбирающемуся в экономике человеку. Среди них является сравнительно низкий возраст пенсионеров и одновременно постоянно растущий список льготных категорий граждан, которые имеют право досрочного выхода на пенсию. Для предотвращения деградации обеспечения государственными пенсиями без ущерба стабильности государственных финансов, следовало бы перейти к накопительной системе пенсионного обеспечения еще в 2008 году.
Ограниченные возможности инвестирования пенсионных накоплений не позволяли в то время и не могли себе позволить обыграть инфляцию пенсионным управляющим. По сути, государство добровольно самоустранилось от внедрения провозглашенной им же самим реформы, положившись на «авось»: главное запустить программу, а потом просто смотреть, как она приживется без лишних усилий в реальном обществе.
Действующая в настоящий момент пенсионная система являет собой поразительный парадокс: в ней сочетаются высокие страховые взносы и реально низкие пенсии.
Ввод в действие накопительной системы также не внушает особого оптимизма. Сейчас средняя доходность инвестиций значительно ниже реального уровня инфляции в стране. Распределительная система же отнимает у работающего человека часть его законного заработка, подрывая мотивацию к самой работе. Частные накопления попросту угнетаются, а рождаемость падает.
Посмотрев правде в глаза, стоит признать, что ни одному жителю Украины не известно, какая будет занятость через пять лет, какой будет уровень зарплаты и как изменится демография.
К примеру, государственный Пенсионный фонд с завидной периодичностью ошибается при подсчете количества пенсионеров в целях планирования государственного бюджета на грядущий год. Говорить при таком положении вещей о перспективе на десятилетия попросту абсурдно.
Никто точно не уверен в прогнозах средней продолжительности жизни: будет ли показатель расти или падать. Последние два десятилетия многие ведущие демографы с запада недооценивали темпы увеличения показателя продолжительности жизни населения.
Основной проблемой накопительной пенсионной системы остается вопрос места и объекта вложения накопленных средств. Выбор стоит между недвижимостью, долларом и евро.
Эксперты подсчитали, что разумное соотношение зарплаты и пенсии должно быть не менее 40%. Следует при этом учитывать, что невозможно уменьшить число конечных пенсионеров. В перспективе оно только растет. А это значит, что должен пропорционально увеличиваться общий уровень затрат на пенсионное обеспечение.
Анекдотично и одновременно грустно от того, что в данный момент в стране наблюдается такой уровень налогообложения заработной платы, при котором очередное повышение отчислений из доходов граждан приведет к массовой выдаче зарплат в конвентах, уход предпринимательства в тень. Как следствие, это спровоцирует экономический спад. Система пенсионного обеспечения в Украине в данный момент переживает глубокий кризис.
Как решить эту проблему? Украинское правительство, любезно выбранное доверчивым населением, решило просто повысить пенсионный возраст. Подобное решение можно было назвать логичным и рациональным, если бы только соблюдалось одно условие – рост общей продолжительности жизни наряду с повышением возраста, с наступлением которого здоровье значительно ухудшается, а продуктивная трудоспособность утрачивается.
Появляются закономерные вопросы о резонном повышении пенсионного возраста пропорционально увеличению прогнозируемой продолжительности жизни населения. Какую категорию населения следует взять в качестве ориентира?
Альтернативы прекращению программы внедрения пенсионной реформы отсутствуют. Поверив на этот раз грустной статистике, Украина принадлежит к группе государств с неуклонно стареющим основным населением. На 100 трудящихся сегодня приходится 88 пенсионеров. Спустя пару пятилеток один трудящийся вынужден будет фактически содержать одного пенсионера.
Правительство Украины может похвастаться не только этим «достижением»: назначением низких пенсий лицам пенсионного возраста, которых едва хватает на продукты питания, не говоря уже о расходах на жилье. Более 2/3 украинских пенсионеров получают выплаты менее 1000 гривен. Вместе с тем среднее значение «специальных пенсий» в три раза выше среднего размера положенной на общих основаниях суммы.
Расходы, которые несет государственный бюджет на пенсионное обеспечение, достигли отметки в 16,3% ВВП. Но не следует сбрасывать со счетов тот факт, что общая доля пенсионных взносов составляет 35%, а это намного превышает показатель остальных европейских стран. Для сравнения можно оглянуться на Венгрию с аналогичным показателем на уровне 26,5%, Францию с 24%, Чехию с 28% и Швецию с 18,9%. Но даже этих отчислений в результате не хватает на покрытие расходов на пенсионное обеспечение.
Сейчас есть значительный разрыв между суммой выплат пенсионерам-женщинам и пенсионерам-мужчинам. Для женщин нижняя граница возраста потери трудоспособности, а также расчет зарплаты оказывается на 30% меньшим по сравнению с мужскими, как оказывается менее значимой продолжительность стажа.
Есть возможность разрешить накопившиеся в этой области проблемы, обратившись ко второму этапу пенсионной реформы, который предусматривает накопительную систему. Учитывая этот момент, два года тому назад был принят Закон Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», который гласит: «Перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд вводится начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины».
Но Кабинет министров был вынужден прекратить филантропические действия – в мае прошлого года правительством был увеличен дефицит бюджета Пенсионного фонда, который поднялся до 15,3 млрд. гривен с прежних 9,7 млрд. В 2013 году этот дефицит перевалил за отметку в 21 млрд. гривен. Оптимисты и пессимисты сходятся во мнении, что это далеко не предел.
Как выйти из тупика, в который недальновидно зашло правительство, усугубив общую экономику страны?
Чтобы перейти к накопительной пенсионной системе нужно все-таки добиться обещанной бездефиционости бюджета Пенсионного фонда, о которой упоминается в первой статье вышеупомянутого Закона. Поэтому нужно пройти четыре этапа:
1. Повысить объем базы начислений единого социального взноса для лиц трудоспособного возраста.
2. Привести в соответствие с законами все действующие нормы в сфере пенсионного обеспечения:
- для государственных служащих следует ограничить максимальную пенсию пределом в 12 прожиточных минимумов для нетрудоспособных граждан (на 01.07.2013 прожиточный минимум составляет 894 гривны, а с декабря он будет повышен до 949 гривен); чтобы исчислять пенсии следует уменьшить зарплату государственным служащим с 90 до 80%, которая и является основой для расчета назначаемых пенсий;
- для «специальных пенсионеров» следует проводить назначение пенсий только при достижения последними установленного на общих основаниях пенсионного возраста, а до этого выдавать пенсии в размере, который установлен нормами Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;
- для военнослужащих резонным будет увеличение периода пребывания на военной службе с 20 до 25 календарных лет.
3. Проводить регулярный перерасчет пенсий, которые назначены работающим пенсионерам, заслужившими пенсию за выслугу лет, лишь после достижения оными установленного пенсионного возраста.
4. Назначение пенсии следует проводить исключительно согласно данных персонифицированного учета.
В случае отказа от выполнения четырех вышеперечисленных условий любой разговор о реальном повышении пенсионных выплат в Украине будет утопической и бессмысленной теорией.