Почему в Советском союзе ракеты летали в космос хорошо, а мясорубки рубили мясо плохо? Казалось бы, мясорубка гораздо проще, и раз ракеты летали, то мясорубка должна была рубить без проблем. Вероятно, все дело в том, что чертежи ракет Советский Союз крал у других и успешно воспроизводил, а украсть чертеж мясорубки никому не приходило в голову. В общем, традиционно так сложилось, что внедрять чужие идеи у нас получается гораздо лучше, чем изобретать что-либо свое.
Поэтому Александр Клименко, возглавив Государственную налоговую службу, которая представляла собой на тот момент образец хаоса и зарегулированности, решил не изобретать ничего нового, а взять за образец существующую успешную налоговую систему. К примеру, сама идея Министерства доходов и сборов не принадлежит Клименко, она позаимствована в Великобритании. Правда там Her Majesty's Revenue and Customs имеет статус не министерства, а отдельного правительственного ведомства. Сбором Единого социального взноса (он же National Insurance) в Британии занимается это самое ведомство. Система сбора у нас тоже британская — часть платит работодатель, часть — работник, правда общая ставка у нас значительно выше (около 40% у нас, 24% — у них).
К слову, система пенсионного обеспечения Великобритании считается одной из самых сбалансированных в мире. Она трехуровневая — то есть такая, к которой стремится Украина, но от которой нас отделяет непреодолимый дефицит пенсионного фонда. Но мы шли протоптанной дорогой, и, возможно, пришли бы к британскому успеху, если бы план реформирования налоговой не был омрачен тотальной коррупцией, а новое правительство не решило бы уничтожить все наработки.
Сначала было принято решение ликвидировать Министерство доходов и сборов. Всем аргументам против премьер-министр Яценюк противопоставил один, но железный: "Минсдох должен сдохнуть". Потом минсоцполитики решило отобрать у налоговой функцию администрирования ЕСВ и вернуть ее пенсионному фонду, так как эта функция, по мнению госпожи Денисовой, "несвойственна Миндоходов, ведь ЕСВ — не налог, а страховой взнос". Кстати, после трехлетнего пребывания Денисовой на посту министра соцполитики пенсионный фонд остался с дефицитом в 34,4 млрд гривень, а ведь это был не худший для экономики 2010 год (по итогам 2013 года дефицит составил 21,76 млрд).
Возникает закономерный вопрос — зачем? И кто выиграет от передачи функций администрирования ЕСВ обратно в Пенсионный фонд?
Государство и бюджет?
С октября Миндоходов забрало у фонда функцию по сбору ЕСВ и контролю за поступлениями, оставив Пенсионному фонду только функцию распорядителя этими средствами — учет прав застрахованных лиц, пересчет пенсий, прожиточного минимума и утверждение уполномоченных банков для выплаты пенсий. Управляющий партнер PSP Audit Дмитрий Сушко напоминает — основным аргументом для такой реструктуризации было снижение затрат на администрирование. Соответственно, обратное выделение Пенсионного фонда в отдельный государственный орган с передачей ему всех ранее отобранных функций повлечет увеличение штата, а значит — расходы бюджета на его содержание.
Наталья Дубина, руководитель налогового департамента адвокатского объединения Aver Lex и член общественного совета при Миндоходов уточняет: ПФ, передавая ЕСВ в Миндоходов, сократил штат с выплатой компенсаций, а теперь его надо увеличивать, с параллельным сокращением Миндоходов, опять же, с выплатой компенсаций. "Это лишь одна статья расходов, которые, к тому же, не предусмотрены в бюджете. А учитывая объявленный правительством Яценюка режим экономии, такие расходы и не будут включены в бюджет даже после его пересмотра, который планируется в ближайшее время.
Кроме того, по словам Дубиной, на сегодняшний день в Пенсионном фонде остались до сих пор не переданные в Миндоходов десятки тысяч договоров о реструктуризации долгов перед ПФ по ЕСВ. "Эта проблема накапливалась и не решалась фондом годами, что свидетельствует о неэффективности работы ПФ в вопросе сбора ЕСВ. Именно эта неэффективность стала одной из причин переноса функции администрирования в Миндоходов", — добавляет юрист.
Налогоплательщики?
По большому счету, плательщикам все равно, куда нести отчетность. С другой стороны, в Украине существует проблема чрезмерной зарегулированности, с которой планомерно боролось Министерство доходов — количество необходимых для отчетности документов, как и количество налогов сокращалось, и должно было сокращаться дальше.
Дмитрий Серебрянский, старший научный сотрудник Национального университета Государственной налоговой службы отмечает, что база Единого соцвзноса та же, что и у налога на доходы физлиц — заработная плата. По словам Серебрянского, целесообразно было бы вообще объединить эти два налога воедино, как это сделали в Грузии. Вот только суммарная ставка у нас получилась бы пугающе высокой, что и помешало объединению.
Тем не менее, налоговая уже сделала ряд шагов в этом направлении — одним из "предсмертных" проектов Миндоходов было объединение отчетности по ЕСВ и НДФЛ, что, по идее, должно было облегчить жизнь бухгалтерам. Да и подавать отчетность технически проще в один орган. Кроме того, Серебрянский отмечает, что в Миндоходов уже завершилось слияние баз данных по этим налогам — сегодня это позволяет проводить качественный анализ и прогнозировать поступления.
Кроме того, напомним, налоговая собирает ЕСВ всего полгода, бизнес едва приспособился к изменениям. "Возвращение к ПФ усложнит работу предпринимателей, которые только прошли путь недоразумений и штрафов. Обратный путь — это те же проблемы", —уверена Наталья Дубина.
Помимо неразберихи с отчетностью предприниматели рискуют получить дополнительные проверки, а ведь количество проверяющих органов и так зашкаливает. "Не стоит забывать и о том факте, что Пенсионный фонд до объединения с Миндоходов был вторым по величине фискальным органом, который обладал собственными полномочиями и мог досаждать бизнесу проверками не хуже налоговой", — отмечает Дмитрий Сушко.
Итак, мы живем в условиях политической нестабильности, когда часть нашей территории фактически оккупирована войсками соседнего государства, экономическая ситуация в стране напряженная, готовится секвестр бюджета, а правительство со дня на день ждет экстренной финансовой помощи извне. И в этот критический момент принимается решение ликвидировать Министерство доходов раздав его функции трем разным ведомствам — налоговой, таможне и Пенсионному фонду. Причем пользы от этого не будет никому — ни плательщикам, ни государству. Вот только бюджетные средства, которых и так ни на что не хватает, придется потратить, чтобы заменить недостроенную ракету на три плохие мясорубки.