21 октября 2014 года вступил в силу Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии), утвержденный приказом Министерства юстиции Украины от 29.09.2014 года №1601/5. Этот документ, без преувеличений уже очень давно ждал бизнес, так как он решает не сложный, но очень важный вопрос - вопрос регистрации договора франчайзинга.
Если обратиться к мировой практике, то вопрос регистрации договора франчайзинга является достаточно дискуссионным не только в Украине, но и в целом ряде стран мира. Так, например в Китае, Республике Молдове, Южной Корее, Испании - предусмотрена обязательная регистрация таких договоров. В то же время в ряде других стран стороны не обязаны выполнять другие формальности после заключения договора франчайзинга, объясняет Мария Ортинская, патентный поверенный Украины, директор компании IPStyle.
В Украине, с одной стороны, действующим законодательством, а именно ч. 2 ст. 1118 Гражданского кодекса, определено, что договор коммерческой концессии (франчайзинга) подлежит государственной регистрации органом, который совершил государственную регистрацию правовладельца. Более того, согласно ч. 4 вышеуказанной статьи в отношениях с третьими лицами стороны имеют право ссылаться на такой договор только с момента его государственной регистрации. В тоже время с другой стороны, порядок такой регистрации не был определен, и соответственно, государственные регистраторы в большинстве случаев отказывали в регистрации.
На практике, некоторые из сторон договора злоупотребляли отсутствием законодательной возможности регистрации. Например, отказывались платить роялти, выполнять другие условия договора, ссылаясь на его недействительность. Также возникало немало вопросов и у контролирующих органов, проверяющих правомерность выплаты роялти по незарегистрированному договору франчайзинга.
Решить этот вопрос можно было нескольким путями: 1) либо путем принятия Порядка государственной регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии), так как этот документ решает вопрос со злоупотреблениями недобросовестными франчайзи, а также помогает избежать споров с контролирующими органами касательно правомерности выплаты вознаграждения за пользование правами по такому договору; 2) либо (что по моему мнению было бы целесообразней и логичней) путем внесения изменений в действующее законодательство, разрешив совершать регистрацию договоров франчайзинга Государственной службе интеллектуальной собственности. Такие изменения, к слову, были предложены в проекте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (№2334 от 7 апреля 2008). По моему мнению, регистрация Госслужбой интеллектуальной собственности (что и предлагалось в проекте закона) таких договоров была бы логичной, так как к полномочиям этого органа относится регистрация договоров передачи прав, а также лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности.
Возвращаясь к принятому документу, хочется сказать, что определение Порядка Министерством юстиции - это уже большой шаг в развитии и правовом регулировании франчайзинга в Украине. Согласно Порядку регистрацию договора франчайзинга осуществляет Государственный регистратор юридических лиц и физических лиц - предпринимателей в Едином государственном реестре. Подать договор на регистрацию можно будет как лично, так и отправив пакет необходимых документов почтой или в электронной форме через регистрационный портал. Примечательно, что за регистрацию такого договора не предусмотрено оплаты сбора. Остается надеется на достойную реализацию данного Порядка на практике, а также бесперебойную работу регистрационного портала.
Напомним, что согласно ГК Украины по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за плату право пользования в соответствии с ее требованиями комплексом принадлежащих этой стороне прав с целью изготовления и (или) продажи определенного вида товара и/или оказания услуг. Предметом договора коммерческой концессии является право на использование объектов права интеллектуальной собственности (торговых марок, промышленных образцов, изобретений, произведений, коммерческих тайн и подобных объектов), коммерческого опыта и деловой репутации.