• Посилання скопійовано

Тепер бізнесу буде працювати набагато легше?

Рада обмежила втручання посадових осіб у діяльність суб'єктів господарювання

Тепер бізнесу буде працювати набагато легше?

Отныне бизнесу будет работать намного легче. По крайней мере так считают в парламенте. Во вторник, 22 июля, Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (№0937) (см. "Плановые проверки бизнеса - только раз в год"). Новые поправки, по замыслу авторов, должны значительно ограничить вмешательство должностных лиц в деятельность субъектов хозяйствования.

На сегодня в Украине работает около 70 контролирующих государственных органов. «Несложно представить, насколько это огромная армия контролеров, которые могут ежедневно осуществляли проверки деятельности предприятия. Тем более, что, согласно сегодняшнему законодательству, они могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки. Сегодня пришли одни, завтра – другие. И от этого бизнес очень страдает», – рассказывает первый вице-президент, генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец.

Новый закон также устанавливает ограничения «неправомерного или излишнего вмешательства должностных лиц контролирующих органов в деятельность субъектов хозяйствования при проведении мероприятий по надзору (контролю)». Таким образом, парламент запретил нескольким государственным органам проводить проверку по одному и тому же вопросу.

Новый закон также не допускает проведение более одной проверки одного субъекта хозяйствования в течение года. А в случае, когда предприятие на соответствующий плановый период включено в планы проверки сразу нескольких государственных органов, то такие проверки должны проходить комплексно. «То есть теперь все они должны договориться, внести в план на год или квартал комплексную проверку и тогда уже проверять предприятие», – объясняет Вячеслав Быковец.

Периодичность проверок, отмечает генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины, зависит от того, насколько предприятие является безопасным. «А эти критерии должны утвердить все контролирующие органы. И если это предприятие с высокой степенью риска, то проверки проводятся раз в год; средней – раз в три года; малой – раз в пять лет», – добавляет он.

В то же время новый закон запрещает проводить внеплановые проверки бизнеса по анонимным и другим необоснованным заявлениям, а также по заявлениям юридических лиц«Этот способ очень часто используется как средство давления на бизнес с целью устранения конкурента. Довольно часто поступают заявления, которые, по сути, являются основанием для проведения внеплановых проверок, от неизвестных лиц, с которыми потом даже нельзя связаться хотя бы для подтверждения информации, указанной в заявлении», – говорит Вячеслав Быковец. То есть отныне анонимные заявления и письма от юридических лиц, предполагает он, могут быть лишь включены в порядок плановой проверки.

Вместе с тем, отмечают авторы закона, его действие не распространяется на меры валютного, таможенного и государственного экспортного контроля, а также контроля за соблюдением бюджетного законодательства, банковского надзора, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции. Также под действие нового закона не подпадает государственный надзор за соблюдением требований ядерной безопасности, а также в области гражданской авиации, при проведении оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия. Генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины положительно оценивает эту норму. Ведь, по словам Быковца, с момента принятия закона (2006 год) очень много контролирующих органов вышли из-под действия этого закона. «Прежде всего это сделала налоговая служба, в связи с принятием Налогового кодекса. Довольно много попыток было со стороны Госнадзортруда, Госохрантруда т.п. А в новом законе снова четко указан перечень отношений, на который не распространяется действие этого закона. И все остальные подчиняются ему и должны его выполнять», – объясняет он.

Новый закон сможет решить две важные проблемы в работе предпринимателей. Первая – запрет на изъятие оригиналов документов контролирующими органами. «Довольно часто правоохранительные органы и налоговики изымали оригиналы документов, компьютеры и т.п. Затем их довольно часто «теряли», и предприниматель потом не мог ничего доказать», – говорит он. Вторая проблема – безнаказанность чиновников. Согласно нормам Закона №0937, теперь чиновники, отвечающие за процедуру контроля, будут наказаны в случае ее нарушения. Это, отмечает Быковец, новая норма, которой раньше не было.

Но подобных средств контроля над чиновниками может оказаться мало. «Наши контролирующие органы не придерживаются норм закона. А суды, со своей стороны, фактически им не мешают и не предотвращают такие действия. Я считаю: если бы законодательством была предусмотрена уголовная ответственность непосредственно руководителей таких контролирующих органов, которые постоянно терроризируют предприятия, то довольно скоро все стало бы на свои места», – объясняет  адвокат, старший партнер адвокатской компании Ростислав Кравец. По его словам, сегодня все еще ​​проводятся многочисленные проверки предприятий с целью получения неправомерной выгоды лично для себя или же для компаний, которые они контролируют.

К слову, закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования. Однако когда он начнет действовать – пока неизвестно. «С момента принятия этот закон не сможет работать, пока Кабинет Министров не разработает положения и инструкции, каким образом органы, проводящие проверку, должны согласовывать время своей плановой проверки», – объясняет Ростислав Кравец. И это лишь вопрос времени – когда Кабмин займется разработкой этих положений.

Мария Юзич

Джерело: День

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Скільки часу може тривати планова перевірка ДПС?
    Тривалість планових перевірок ДПС не повинна перевищувати 30 р.дн. для великих платників податків, щодо суб’єктів малого підприємництва – 10 р.дн., інших платників податків – 20 р.дн.
    20.11.2024164
  • Що робити у разі арешту рахунку: поради Мінʼюсту
    У разі арешту рахунку передусім потрібно звернутися до банку, щоб дізнатися, у звʼязку з чим накладено арешт. Банк надасть реквізити виконавчого провадження. За цими даними слід вже звʼязатися з виконавчою службою
    20.11.20241 513
  • УВАГА! ДРС затвердила план комплексних перевірок на 2025 рік
    Незважаючи на те, що "воєнний" мораторій на планові перевірки контролюючих органів поки що діє, деяким з них вже дозволено проводити нагляд. Тому ДРС затвердила та оприлюднила наказ щодо комплексних перевірок на 2025 рік. Він налічує 32037 записів
    18.11.20246 9456
  • Мінімізація податкових ризиків: які заходи впроваджуються ДПС?
    ДПС запроваджує нову систему, яка допомагає мінімізувати податкові ризики, поєднуючи проактивні заходи, спрямовані на запобігання можливим податковим порушенням, та реактивні заходи, спрямовані на виправлення ситуації та запобігання її повторенню
    14.11.2024165
  • Ключові заходи ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року
    Ключовими заходами ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року є зміцнення доброчесності та боротьба з корупцією, підвищення рівня дотримання податкового законодавства, автоматизація роботи з боргами, міжнародна співпраця, цифровізація
    14.11.202460