• Посилання скопійовано

У нас не курять: скільки будуть коштувати бізнесу антитютюнові заходи

Ресторатори інвестують в забезпечення комфорту для злісних курців 5-20 тис. грн. на кожен заклад. А продажі сигарет не знизяться

У нас не курять: скільки будуть коштувати бізнесу антитютюнові заходи

С 16 декабря курильщики в Украине превратились в угнетенное меньшинство. В воскресенье вступил в силу закон о запрете курения в общественных местах – на остановках, вокзалах, в учебных заведениях, клубах и  ресторанах. Принятие этого документа было одним из требований Евросоюза и условием евроинтеграции Украины. Стала ли благодаря ограничениям страна ближе к Европе, еще не ясно. Но проблемы для бизнеса уже созданы. В войне за здоровье потребителя главными жертвами оказались рестораторы.  

Курите на здоровье

До 16 декабря в большинстве украинских ресторанов действовало самое примитивное разделение посетителей на курильщиков и прочих: с сигаретой – направо, без нее – налево. Зачастую, чтобы попасть в места общего пользования, нужно проходить через зал для курящих. Защита от дыма была иллюзорной – по данным Минздрава, даже в некурящих залах общепита содержание в воздухе вредных веществ табачного происхождения превышало норму в более чем 10 раз. Несовершенство системы признавали даже самые злостные курильщики. Но новые правила сосуществования двух категорий посетителей тоже неоднозначны. 

На курение в заведениях общепита наложен тотальный запрет. Для ресторанов законодатель не оставил даже «лазейки» в виде 10% площади, которую могут отводить под курилку офисные и торговые центры. Штраф, поводом для которого может стать даже блюдце на столе, интерпретированное как пепельница, составляет от 1000 до 10 000 грн. Клиенты-курильщики несут персональную ответственность. Курение в ресторане – это административное нарушение, за которое предусмотрен штраф 51-170 грн. Правда, чтобы дело дошло до санкций, должна приехать милиция и зафиксировать факт курения. Рестораторы уже намекают, что будут вынуждены обращаться к стражам правопорядка –  чтобы снять с себя ответственность и самим не нарваться на штраф за попустительство.

Споры о том, считать ли использование кальяна курением, идут давно. Украинский законодатель дает однозначный ответ – да. Под запретом также курение электронных сигарет. 

Ограничения на курение можно было бы отнести к небольшим организационным трудностям, если бы они не били по карману рестораторов. Мировой опыт недвусмысленно свидетельствует: там, где не курят, посетителей становится меньше. 

В среднем после введения ограничений в европейских странах в первые полгода поток посетителей в ресторанах уменьшался на 20%. По данным Британской ассоциации баров, после введения в 2007 г. полного запрета на курение в первый год было закрыто 2000 пабов.  Федерация виноторговцев Ирландии подсчитала, что в первый месяц после введения ограничений ликвидировались 600 баров – 7% всех существовавших в стране заведений этого типа.  

Самый свежий пример – введение ограничений на курение, аналогичных украинским, в Болгарии в июне этого года. Спустя полгода Болгарская ассоциация владельцев отелей и ресторанов констатировала: обороты заведений общественного питания упали на 40%. Несколько недель назад по стране прокатились протесты представителей ресторанного бизнеса, «Бунт столов». 

Новация отразится и на оборотах украинских ресторанов, уверены представители отрасли. «О какой-то объективной оценке можно будет говорить только после 3-6 месяцев после начала действия закона, сейчас это спекуляция, – уверена Лилия Загребельная, представитель семьи ресторанов «Козырная Карта». – Пока существует два противоположных мнения: некоторые считают, что средний чек понизится и количество гостей упадет, другие же – наоборот, что, поскольку нельзя будет курить в помещении, гости будут больше есть. Первые опираются на то, что людям тяжело отказаться от привычки, вторые – на опыт других стран в этом вопросе». По мнению эксперта, наиболее заметный отток гостей будет отмечен в кофейнях и пивных заведениях, то есть там, где курить принято и это всегда было частью «программы». «В ресторанах же ощутимого понижения не ожидается», – считает Загребельная.

Людмила Мищенко, маркетинг-директор сети ресторанов Mafia, также полагает, что рестораны, в первую очередь семейного типа, исход курильщиков затронет минимально: «Мы не ожидаем существенного падения потока посетителей. Возможно, в пределах 5%. К нам приходят в первую очередь есть с друзьями, семьей или во время ланча. Но отток в пабах, куда люди привыкли приходить пить и курить, будет существенным. Особенно первое время». По ее словам, рестораны семейного формата могут даже ощутить приток клиентуры – за счет семей с детьми, для которых курение было препятствием к посещению ресторана.

В целом по рынку, отмечает директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова, ссылаясь на опыт европейских стран, в результате введения ограничений на курение возможно закрытие 7-15% заведений.

Но многие рестораторы готовы все-таки побороться за курильщика. 

«Місце для паління» 

В законе четко указано: курить нельзя на территории ресторана. Рестораторы дополняют: значит, можно за его пределами. Последние несколько недель рестораторы пытались задействовать пространство вокруг здания, возводя некапитальные конструкции, которые будут трактоваться как часть улицы, и оборудуя там зону для курения. Рестораны, у которых есть летние площадки, утепляют их, стараясь сделать их всесезонными, затягивая пленкой и устанавливая обогреватели. Такая площадка уже есть, в частности, в ресторане «Сушия» на ул. Городецкого.  

«Все рестораны, конечно же, подготовились ко дню вступления закона о запрете курения в силу, – подчеркивает Загребельная. – Заведения оборудуют специальные площадки для гостей-курильщиков. В первую очередь рестораны обзаводятся горелками и пепельницами». По словам представителя «Козырной Карты», некоторые рестораны сети, которым позволила территория, установили беседки, другие приделали специальные козырьки и расставили  кресла для комфортного времяпрепровождения  с сигаретой. «Если прилегающая к ресторану зона достаточно большая, то некоторые управляющие планируют оборудовать ее столиками, чтобы гость смог даже попить кофе или чаю», – продолжает она.

Минимальная стоимость переоборудования одного ресторана составляет  5000 грн. – этого хватает, чтобы купить горелки и пепельницы. «Если учитывать беседку и другие архитектурные элементы для оборудования зоны для курения, то стоимость, конечно же, возрастет – от 15 000 грн. и выше, насколько хватит творческого потенциала управляющего или собственника», – говорит Загребельная. В наименее выигрышном положении оказались рестораны в офисных или торговых центрах, где нет возможности оборудовать летнюю площадку. «Эта категория заведений может потерять до 15% посетителей», – считает Насонова.  

Семейные рестораны свели коррекцию интерьера к минимуму. «Мы просто убираем пепельницы, никаких других мер мы не предпринимаем. Хотя, возможно, позднее что-то и будем делать. Пока мы ждем трактовок закона от юристов», – поясняет Мищенко из Mafia.

Многообразие интерпретаций закона – это еще одна проблема, на которую жалуются рестораторы. В частности, до сих пор неизвестно, как часто могут происходить проверки заведений и какие критерии будут определяющими при выведении суммы штрафа. Не прописано, распространяется ли закон на курение на летних террасах или площадках. В том числе, нет определения фразе «размещение пепельницы», так же, как и самого понятия «пепельница». 

В некоторых ресторанах юристы рекомендуют управляющим не позволять гостям курить даже на улице во избежание каких-либо претензий со стороны контролирующих органов. 

Группа сочувствующих

Проблемы рестораторов могут спровоцировать негативный эффект и в ряде смежных отраслей. Частый спутник сигареты – пиво, и потребление этого напитка в HoReCa может снизиться вследствие оттока посетителей. «В Европе уже повсеместно запретили курить в общественных местах, и эффект для пивной отрасли был очень разным. Например, в Великобритании ограничения повлекли серьезное падение пивного рынка, а в других странах сказались несущественно», – рассказывает Петр Чернышев, генеральный директор «Carlsberg Украина».

По его словам, сегодня на HoReCa в Украине приходится около 20% потребления пива. «Но не забывайте, что HoReCa – это в том числе и палатки, в которых летом разливают пиво, – добавляет Чернышев. – Летом тепло, вышел – покурил, я не вижу тут больших проблем. Что касается цивилизованной HoReCa, а такой 4-5%, где, например, смотрят спортивные матчи, то там будет падение потребления пива. Но это не будет большой драмой для отрасли».

А вот представители табачной промышленности, с которой инициатива и призвана бороться в первую очередь, не прогнозируют для себя каких-либо последствий.  Табачные гиганты, не раз проходившие через законодательные ограничения на европейских рынках, уверяют – никакого эффекта на объемы продаж  такие  новации не оказывают. «Основываясь на опыте других стран, где запрет на курение в общественных местах был введен ранее, мы не ожидаем снижения уровня потребления и продаж табачных изделий, – сказал Юрий Кишко, директор по корпоративным вопросам «Империал Тобакко Юкрейн». – Справедливости ради стоит отметить, что в первые месяцы введения такого запрета объемы продаж снижаются в среднем на 2%, но уже в течение 6 месяцев возвращаются к прежнему уровню».

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Право і відповідальність/Відповідальність, санкції і штрафи

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Відповідальність, санкції і штрафи»