На заседании Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины 11 марта 2015 года было рассмотрено дело №6-21цс15 по спору бывших супругов о признании права собственности.
Исходя из анализа ст.ст. 57, 60, 61 Семейного кодекса был сделан вывод о том, что имущество физического лица-предпринимателя может быть объектом общей совместной собственности супругов и предметом разделения между ними с учетом общих требований законодательства относительно критериев определения общего имущества супругов и способов разделения его между ними. Имущество физлица-предпринимателя (которое он использует для хозяйственной деятельности) считается общим имуществом супругов, как и другое имущество, приобретенное в период брака, при условии, что оно приобретено за счет принадлежащих супругам средств.
При осуществлении раздела имущества в судебном порядке суд должен исходить из презумпции равенства долей, а также из требований ст. 71 СК, согласно которой разделение имущества, являющегося объектом права общей совместной собственности супругов, осуществляется путем выделения его в натуре или реализуется за выплату денежной компенсации стоимости его доли в случае неделимости имущества (часть 2 ст. 364 Гражданского кодекса). При этом, согласно части 3 ст. 71 СК вещи для профессиональных занятий присуждаются тому из супругов, который использовал их в своей профессиональной деятельности. Стоимость этих вещей учитывается при присуждении другого имущества второму из супругов.
В деле, которое пересматривается, судом установлено, что недвижимое имущество (нежилые здания) было приобретено одним из супругов в период брака и используется им для осуществления предпринимательской деятельности. Вместе с тем, сделав вывод о том, что спорное имущество относится к правовому режиму общей совместной собственности супругов, суд апелляционной инстанции одновременно пришел к взаимоисключающим выводам о том, что это имущество принадлежит супругу как физическому лицу-предпринимателю, но не решил по сути спор о разделе указанного имущества.