• Посилання скопійовано

Автомобили набирают скорость

В 2011 году рост украинского автомобильного рынка составил 33%

Прошлый год без сомнения можно назвать переломным в послекризисном периоде украинского автомобильного рынка. Впервые после кризисного падения 2009 года авторынок продемонстрировал довольно значительный рост. Так, если в 2009-2010 годах в Украине продавалось по 162 тыс. автомобилей ежегодно, то в 2011 году было продано около 225 тыс. авто. Такие темпы прироста позволили украинскому авторынку занять 13-е место в Европе по объемам продаж. Хотя даже с такими показателями отечественному рынку предстоит еще очень долго восстанавливаться до уровня 2007 года, когда в год продавалось 623 тыс. новых автомобилей.

Причин для роста авторынка несколько: восстановление украинской экономики и, соответственно, рост покупательной способности, слухи о введении пошлин на импорт новых автомобилей и восстановление автокредитования. Доля автомобилей, которые продавались в кредит, росла практически ежемесячно и в осенние месяцы составила уже более 20% от общего количества, тогда как на начало года она достигла только 13%.

В связи с ростом объемов продаж возросла и стоимость купленных автомобилей. Если в 2010 году на это было потрачено чуть менее 2,5 млрд евро, то только за первые 10 месяцев 2011 года эта сумма уже составила около 3 млрд евро. При этом следует отметить, что средняя стоимость одного купленного автомобиля уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 1,5% и составила около 15 тыс. евро.

ZAZ Lanos обогнал Chevrolet и Toyota

По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, наибольшей популярностью в 2011 году пользовались автомобили С-класса, компактные кроссоверы и так называемый «поло-класс». Наибольшую долю на рынке занимают автомобили именно С-класса. Это объясняется их умеренной стоимостью, универсальностью и большим выбором на рынке. За 11 месяцев 2011 года было продано около 97 тысяч автомобилей этого класса из общей суммы в 195 тысяч, то есть более половины от общего количества. Лидерство здесь удерживает ZAZ Lanos. За этот период было продано 13,6 тыс. автомобилей — это больше, чем Chevrolet или Toyota за весь 2011 год. Однако стоит отметить, что такая популярность объясняется не высокими характеристиками самого автомобиля, а его низкой ценой. Также хорошую позицию в С-классе занимают различные модификации ВАЗовской «десятки», Skoda Octavia, Ford Focus, Hyundai Еlantra.

Компактные кроссоверы становятся неотъемлемым атрибутом украинских городов. Здесь лидерские позиции удерживает основатель данного класса Nissan Qashqai. Также популярностью пользовались Hyundai Santa Fe (1,9 тыс. автомобилей), Renault Duster (1,7 тыс. авто), Kia Sportage (1,7 тыс. авто).

В «поло-классе» (В-класс по европейской классификации) ведущую роль играли Hyundai Аccent, Chevrolet Aveo, Renault Logan, Skoda Fabia, Volkswagen Polo, Ford Fusion. В целом, доля каждого производителя на украинском рынке выглядит следующим образом:

По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting

Тройка лидеров украинского авторынка остается неизменной: ВАЗ, ЗАЗ и Hyundai. Но в прошлом году впервые на 2 строчку поднялась Hyundai, обогнав ЗАЗ и показав рост в 64,46%.

Не все так просто и с ВАЗом. Хотя российский производитель и занимает первое место, однако его доля на рынке сократилась более чем на 2%. Еще более угрожающим для россиян является то, что темпы прироста покупок автомобилей ВАЗ сократились на 14%. Если эта тенденция будет продолжаться и дальше, в ближайшее время лидер украинского автомобильного рынка, скорее всего, изменится.

Среди других автопроизводителей стоит отметить Volkswagen — немецкий автогигант увеличил свою долю рынка на 70%. Причинами этого был удачный дебют новых поколений Passat и Golf и разумная ценовая политика относительно Polo. Однако больше всего впечатляют показатели французских брендов Peugeot и Citroen, особенно последнего. Удачный дебют нового C4, собственная программа кредитования, расширение ассортимента и обновление модельного ряда — вот главные причины, которые обеспечили Citroen более чем четырехкратный рост. В свою очередь, козырями Peugeot была активная маркетинговая политика, расширение дилерской сети, а также новые модели — обновленный Peugeot 308 и Peugeot 3008 с новыми двигателями. Стоит выделить последнего — в прошлом году он занял более 30% в своем сегменте.

Интересной и бескомпромиссной была борьба в премиум-классе. Первое место занял Lexus, несмотря на то что его доля на рынке снизилась на 30%, а объемы продаж — на 5,62%. За ним следует Mercedes-Benz, BMW и Audi. Особо следует выделить последнюю: хотя в данном квартете Audi и заняла последнее место, динамика показателей именно этого производителя наилучшая — доля рынка выросла на 15,85%, а объемы продаж — на 57,19%.

Сколько произвели авто?

В прошлом году выросли не только продажи новых автомобилей, но и их производство. За 2011 год в Украине было произведено 104 653 новых автомобиля, тогда как за 2010 год — всего 83 308. Рост составил 26%. Наибольшую долю в общем автопроизводстве занимает ЗАЗ. Он поставил на рынок 60 862 новых автомобиля, то есть более половины от общего количества. Высокие темпы роста производства (+56%) показывает «Еврокар». Со следующего года он начнет собирать и новую Skoda Octavia A5.

Среди других производителей стоит отметить ПАО «Завод Часовоярские автобусы», который был близок к тому, чтобы удвоить производство автобусов.

Всего произведено за 2011 год:

  1.

 Легковые

75261

97585

130%

+30

  2.

 Грузовые

5307

3330

63%

-37

  3.

 Автобусы

2740

3738

136%

+36

 

 Всего

83308

104653

126%

+26


Источник: «Укравтопром»

Авторынок выезжает на кредитах

Хотя результаты прошлого года не могут не радовать, в 2012 году все может быть не так просто. По прогнозам аналитиков Ernst & Young, мировому авторынку грозит снижение спроса на рынках развивающихся стран, а в развитых странах рост будет небольшим. Причинами этого являются неопределенность в мировой экономике и кризис суверенных долгов в Европе. В результате, по прогнозам агентства, до кризисного уровня 2007 года авторынок дотянется не ранее 2015 года.

В Украине негативными факторами могут быть снижение продаж в кредит, а также расследование межведомственной комиссии при Минэкономики относительно пошлин на новые автомобили, которое началось еще в июле. Также на продажи может повлиять рост курса доллара.

Относительно первого фактора, то ставки по кредитам начали расти уже с середины 2011 года. В среднем рост составил 2-3%. В настоящее время ставка по кредитам колеблется в пределах 18,5-20,5%. Кроме того, банки практически перестали выдавать кредиты с нулевым первоначальным взносом и на срок более 7 лет. Исключением является лишь партнерские программы дилеров и акционные кредиты. Ситуация по кредитам отличается в зависимости от срока их выдачи. Для годовых автокредитов минимальной процентной ставкой была 7,49%, но в случае аванса в размере 75% от стоимости автомобиля. При этом средняя ставка по подержанным автомобилям несколько выше и составляет 18,47%.

Минимальная процентная ставка по 3-летним кредитам в зависимости от типа была 13,3% для фиксированной и 12,49% для плавающей. Средняя процентная ставка для подержанных автомобилей составляет 18,85%.

Для кредита сроком на 5 лет минимальной фиксированной процентной ставкой является также 13,3%, а для плавающей — 14,99%. Кредиты на подержанные автомобили на 5 лет в среднем выдаются под ставку 20,37%.

Похожая ситуация и с лизингом, условия которого также изменились не в лучшую сторону. С одной стороны, снизилось количество компаний, предоставляющих лизинг, а с другой — процентная ставка по ним выросла: в долларах она составляет 10-14%, а в гривнах — 19-22%. Для сравнения: летом процентные ставки составляли соответственно 9-12% и 14-17%.

Росту продаж автомобилей поспособствуют выборы и Евро 2012

Несмотря на все вышеперечисленное, у отечественных дилеров преобладают оптимистические прогнозы на 2012 год. По их мнению, объем украинского автомобильного рынка составит от 235 до 280 тыс. новых автомобилей. Главными факторами роста называют Евро-2012, парламентские выборы, перед которыми спрос на автомобили всегда растет, рост дохода населения и, как следствие, его покупательной способности, а также отложенный спрос 2011 года, когда наблюдался дефицит на определенные модели.

2012 год также обещает быть богатым на новинки. Наиболее важная из них — долгожданное появление новой Сhevrolet Aveo, которая может обострить борьбу и в без того непростом B-классе. При этом следует отметить, что нынешнее поколение этой модели не исчезнет с рынка, а будет продаваться в несколько измененном виде и по более низкой цене под названием ЗАЗ Vida.

Данная модель, особенно если для большего удешевления на нее поставят мотор объемом 1,3, может создать значительную конкуренцию еще одной новинке 2012 года — LADA Granta. Именно на нее ВАЗ возлагает большие надежды и задачи заменить на рынке такие модели, как ВАЗ 2107, а также «Самару» и «Калину». Кроме нее российские автомобилестроители выводят свою первую, разработанную совместно с Renault-Nissan, модель — универсал повышенной вместимости Lada Largus, которая, по сути, является несколько переработанной копией Dacia Logan MCV. Также в B-классе, но в другой ценовой категории дебютируют в этом году Ibiza ST, новый FIAT Linea и Peugeot 208.

Не менее жесткой будет борьба в С-классе. Японский производитель Honda наконец представит долгожданное новое поколение Civic. Не отстают от своего географического соседа и корейцы. Hyundai на помощь своей чрезвычайно успешной модели Elantra, которая, кстати, завоевала титул лучшего автомобиля США 2011 года, представит обновленный і30, а ее брат по концерну Kia представит на рынке новое поколение своего весьма популярного в Украине хэтчбека Сее’d.

Много новинок также должны появиться в классе кроссоверов. Mazda выведет на рынок свою СХ-5, которая обещает стать самым опасным соперником Nissan Qashqai. Citroen хоть с опозданием, но презентует свой первый компактный SUV С4 Aircross, построенный на совместной с Mitsubishi ASX-платформе. Японские бренды Mitsubishi и Honda представят полноразмерные Outlander и СR-V соответственно.

Такие тенденции не может обойти стороной Peugeot, которая в поддержку своей чрезвычайно популярной модели 3008 в апреле даст старт для продажи Peugeot 4008.

В премиум-сегменте главными новинками будут извечные конкуренты — обновленный Audi A4 и абсолютно новая ВМW третьей серии. Кроме того, вмешаться в борьбу в престижном классе намерены чрезвычайно активные французы: Citroen представит в марте Citroеn DS5, а Peugeot — седан 508 серии в мае.

Юрий Гончарук

Рубрика: Суспільство і життя/Авто

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Авто»