Природа, похоже, решила окончательно добить водителей: после недавнего снегопада, парализовавшего движение в стране на несколько дней, нас ждет повышение температуры и, как следствие, потоп. Его вероятность высокая: канализационные стоки забиты, снег до сих пор не вывезли. Понятное дело, что водителям в течение нескольких дней лучше вообще не садиться за руль. Но что делать, если наводнение застало вас в пути? Ведь прогнозы прогнозами, а затопить дороги может в любой момент. Как же пережить сложный период?
Когда авто губит вода
Итак, если впереди большая лужа и возможности ее объехать нет — нужно либо форсировать водную преграду, либо бросить машину (это не самый худший вариант, с учетом того, что под водой могут быть лед и открытый канализационный люк). Актуальной является пословица: не зная броду — не суйся в воду. Чтобы его узнать, нужно пропустить соседа по потоку вперед. Обычно грузовики либо высокие внедорожники «плывут» по воде довольно смело. По степени погружения в воду можно оценить глубину лужи и соотнести ее с высотой своего автомобиля. Для ориентировки учтите, что дорожный просвет обычного легкового автомобиля составляет около 15 см, а если прибавить к этому высоту колеса, то вполне безопасно для своего авто и себя можно преодолеть лужу глубиной до 25—30 см. Если впереди вас внедорожник, то ему вода будет доставать как раз до «бордюра» (верхнего края порога). У вас в этом случае намокнет сцепление, нижняя часть двигателя и коробки передач — ничего страшного в этом нет, так как двигатель и коробка герметичны, а сцепление высыхает само за несколько минут езды.
Если же глубина лужи составляет 30—35 см, у вас уже появляется риск заглохнуть (если вода зальет выхлопную систему). В этом случае лучше ждать помощи и не пытаться завестись — так как вода уже попала в двигатель, то попытка его запустить приведет к гидроудару. Правда, если вы едете на небольшой скорости и аккуратно, риск заглохнуть является минимальным. И, наконец, практически невозможно проехать в том случае, если глубина лужи составляет 40 см и выше — на этой высоте находится воздухозаборник, через который вода легко попадает в двигатель и моментально выводит его из строя.
Движение и стоянка
Как ездить. Скорость движения во время потопа не должна превышать 5 км в час, а переключать передачи нужно как можно реже (желательно двигаться на 2-й передаче, с которой при желании можно и тронуться).
Герметизация. Так как предсказать, насколько сильный поток нас ждет, не может никто, лучше всего подготовить машину к езде по «большой воде» заранее. Своими силами водитель может сделать две вещи. Во-первых, отсоединить патрубок от впускного коллектора (воздух в двигатель при этом будет поступать напрямую — в обход воздушного фильтра), что увеличит высоту забора воздуха (сейчас воздух непыльный, так что вероятность попадания грязи в двигатель очень низкая). Во-вторых, можно защитить от попадания воды генератор, стартер, прерыватель-распределитель, свечи и разъемы с помощью целлофановых пакетов и скотча. Аналогично можно сделать герметичным отверстие масляного щупа и крышки маслоналивной горловины. Для интереса мы провели эти операции — по времени заняло около 15 минут, но удобнее всего это делать на эстакаде, смотровой канаве либо с помощью подъемника. То есть можно обратиться за помощью на любое СТО. Если такой возможности нет, подойдет и шиномонтажка, где могут поднять автомобиль с помощью домкратов, чтобы открыть доступ к труднодоступным агрегатам (до стартера и генератора часто очень сложно добраться).
Где поставить авто. Если вы решили не ездить в эти сложные дни, то нужно приложить все усилия для того, чтобы автомобиль не утонул — грамотно выбрать место для стоянки. Лучше всего, если вы найдете свободную от деревьев возвышенность. Кроме того, машина вряд ли утонет, если рядом находится не забитый льдом, снегом и грязью сток. Кстати, освободить вы его можете и самостоятельно, не дожидаясь милости от коммунальщиков, — крышку легко поднять и пробить «пробку» лопатой. А вот где нельзя ставить, так это внизу спуска, на повороте и под деревьями.
Бовсуновский Владислав