В конце мая в Украине возобновила свою работу комиссия по защите инвесторов и противодействию незаконному поглощению и захвату предприятий. Возглавил ее Сергей Арбузов. Он пообещал актуализировать работу по борьбе с рейдерством и дал поручение разработать программу борьбы с ним. Что же произошло за 2 месяца работы, и почему инвесторы пока не увидели никаких позитивных изменений?
Рейдерство в Украине имеет свои особенности. Определенные группы, имеющие доступ к административному ресурсу и неформальные отношения с исполнительными органами власти могут не просто уменьшить стоимость актива, а и вовсе ее свести для себя к нулю.
Как показывают последние события, таким атакам подвергаются уже не только украинские собственники, а и иностранные инвесторы, о чем красноречиво свидетельствуют недавние ситуации с компаниями WEB-money и Data X. Всего с начала года по данным МВД зафиксировано 16 уголовных правонарушений, которые можно квалифицировать, как рейдерство и по которым начато досудебное расследование. Вся эта ситуация с незащищенностью бизнеса в Украине крайне негативно влияет на экономику страны. Ведь в ситуации, когда темпы роста экономики продолжают снижаться, зарубежные инвестиции играют все более важную роль.
Инвесторы хотят безопасности и ждут гарантий от правительства
За последние годы правительство так и не смогло найти пути для привлечения серьезных инвестиций в страну. Рынки Украины стали покидать не только европейские компании, но даже российские игроки, от которых ожидали чуть ли не экономической экспансии и которым не чужды "особенности" ведения бизнеса в Восточной Европе.
Безусловно, рейдерство — один из важных показателей, который отпугивает потенциальных инвесторов. Несмотря на то, что правительство декларирует ряд инициатив, направленных на уменьшение давления на бизнес, доверие инвесторов только снижается.
Последний индекс инвестиционной привлекательности Украины, который рассчитывается на основе пяти основных ее аспектов и ежеквартально публикуется Европейской бизнес ассоциацией, составил 2,16. Он наглядно демонстрирует обеспокоенность инвесторов текущим развитием событий. Такие явления, как административное давление на бизнес, высокий уровень коррупции, проблемы судебной системы тянут индекс вниз. Большинство (85 %) экспертов считают, что в первом квартале не было абсолютно никаких позитивных изменений, и это самый большой показатель за весь период ведения индекса (напомним, что индекс инвестиционной привлекательности начали подсчитывать в 2008 году).
С такой репутацией украинское правительство больше мириться не желает, и ответственность за борьбу с рейдерством была возложена на первого вице-премьер министра Сергея Арбузова. Среди озвученных им инициатив — внесение изменений в законодательство, вплоть до внедрения уголовной ответственности. Однако пока работу над законодательными изменениями ведет не правительство, а отдельные депутаты.
Инициативы
Еще в январе в Верховной Раде появился законопроект члена ПР Юрия Воропаева относительно снижения кворума проведения общего собрания акционерного общества с целью обеспечения стабильного инвестиционного режима в Украине. Основной целью законопроекта является урегулирование отношений между учредителями и управленцами предприятия. Павел Пахолко, заместитель директора департамента инвестиционно-инновационной политики и развития государственно-частного партнерства Минэкономразвития, считает что "на фоне проблем, которые испытывают иностранные инвесторы это, безусловно, важный шаг". "Данная инициатива однозначно поможет собственникам увеличить свои гарантии безопасности ведения бизнеса в стране", — уверен представитель Минэкономразвития.
Еще один законопроект, разработанный НКЦБФР, находится сейчас в Минюсте. Украина решила следовать европейской практике и позволить собственникам пакета 95% акций, требовать от миноритариев обязательного выкупа акций. Учитывая, что большинство миноритарных акционеров в Украине являются "спящими" и никакой существенной роли в жизнедеятельности предприятия они не принимают, то законопроект вполне себя оправдывает. Ведь зачастую даже собственник одной акции может втянуть предприятие в судебные споры и парализовать его работу.
Данные законодательные инициативы хотя и, безусловно, нужны, но не факт, что кардинально изменят ситуацию. Так, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей по вопросам информационных технологий Иван Петухов говорит что "не нужно писать новые законы, нужно соблюдать старые". Европейских инвесторов также не убедили обещания нововведений в законодательство. 88% экспертов по-прежнему считают, что сейчас не время инвестировать в Украину, лишь 2% опрошенных Европейской бизнес ассоциацией во втором квартале 2013 года высказали позитивное мнение об украинском инвестиционном климате.
Зачем нужна новая "старая" комиссия
Межведомственная комиссия ранее уже существовала, но высокой эффективностью не отметилась. В этот раз в Комиссию войдут уже сами профильные министры, а не их заместители. Однако работоспособность вышеуказанной комиссии без участия профильных общественных организаций вызывает много вопросов, поскольку такой орган уже был создан в 2007 году, но никаких конкретных действий не принимал.
Позитивные изменения на протяжении последних трех месяцев видят только 5% опрошенных экспертов. Последние события, связанные с рейдерскими атаками, не отобразили должного желания государства бороться с данной проблемой.
Ряд экспертов считают, что Комиссия будет эффективна только в том случае, если государство действительно захочет — а не просто задекларирует — решить эту проблему. Исполнительный директор Антирейдерского союза предпринимателей Украины Андрей Семидидько обозначил, что рассматриваемую проблему нужно поднимать немного в другом контексте, а именно "что мешает государству победить рейдерство?", ведь для этого нужно, чтобы такое понятие, как "выборочное правосудие" как минимум не относилось к проблеме частной собственности.
"За последние 7 лет на территории Украины более 20 тысяч компаний попали под атаку рейдеров, а такой термин как "рейдерство" все еще отсутствует в нашем законодательстве, — рассказывает представитель Департамента борьбы с экономической преступностью МВД Алексей Комар. — На сегодня рейдерские действия согласно уголовному законодательству на практике квалифицируются в уголовном производстве как подделка документов, хулиганство, мошенничество и др."
Советник практики корпоративного права и M&А международной юридической фирмы Integrites Ярослав Абрамов в свою очередь считает, что рейдерство в Украине мало связано с законодательством. Основная проблема — это не пробелы в действующем законодательстве, а простое его игнорирование, которое растет пропорционально тому, как органы власти бездействуют. "Бездействие органов власти — это нарушение закона, но бороться сами с собой органы власти у нас пока не желают. А вполне может быть, что и не желают они действительно решать эту проблему, ведь отсутствие персональной ответственности порождает желание достичь определенных успехов, не прикладывая должного усилия", — резюмирует Ярослав Абрамов.