НБУ в письме от 11.12.2014 г. №25-110/74213 обращает внимание на то, что в связи с принятием Закона об упрощении открытия бизнеса, которым разрешено использовать печати только на добровольных началах, в отношениях с банковскими учреждениями необходимо учесть два момента.
Момент первый
Если юридическое лицо в процессе деятельности не желает продолжать пользоваться печатью, оно вправе отказаться от нее путем внесения соответствующих изменений в учредительные документы и сообщить об этом в банк с предоставлением подтверждающих документов, которые будут храниться в деле по юридическому оформлению счета.
Действительно, если обратиться к п. 3.2 Инструкции №492, то при открытии текущего счета банк требует подать следующие документы:
— заявление об открытии текущего счета (приложение 1). Заявление подписывает руководитель юрлица или другое уполномоченное на это лицо;
— копию должным образом зарегистрированного учредительного документа (статута/учредитель-ного договора/учредительного акта/положения).
Юрлицо, созданное и/или действующее на осно-вании модельного устава, утвержденного КМУ, подает копию решения о его создании или об осуществлении деятельности на основании модельного устава, подписанного всеми учредителями;
— копию выписки из Единого государственного реестра юрлиц и физлиц-предпринимателей;
— карточку с образцами подписей и оттиска печати (приложение 2).
Далее, после заключения договора на банковское обслуживание, плательщик оформляет платежные документы во исполнение Инструкции №22 с использованием подписи и оттиска печати, которые соответствуют карточке с образцами подписей и печати согласно приложению 2.
С тех пор как изготовление печати уже не требует разрешения МВД, их образцы, как правило, утверждают учредители (участники) юрлица или физлицо-предприниматель.
Такие требования большинство юрлиц указывают в уставе.
Приведем пример. В п. 4.2 устава ООО «А» ска -зано: «...Общество имеет круглую печать со своим наименованием, штампы со своим наименованием, образцы которых утверждаются Участником (Собственником) Общества...» .
Поэтому если устав содержит такое упоминание о печати (хотя считаем, что это касается и тех уставов, которые не содержат приведенных требований относительно печати), в такой устав нужно внести изменения. Например, п. 4.2 устава следует изложить в следующей редакции: «...Предприятие в своей деятельности не пользуется печатями...».
Подробнее читайте в свежем выпуске ДК №1-2/2015.
Наталия Канарева