7 апреля 2015 года вступило в силу большинство положений закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)». Его главная цель – дерегуляция хозяйственной деятельности по аналогии с европейским законодательством, и в перспективе – улучшение позиций страны в рейтинге Doing Business (программа максимум – войти в топ-30 рейтинга к 2020 году с нынешней 96-й позиции).
Законом сокращается перечень согласительных процедур для ведения хозяйственной деятельности, облегчается процедура открытия бизнеса и ограничивается влияние госорганов на предпринимателя.
Forbes спросил у Оксаны Продан, члена комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики, верит ли она в эффективность норм, заложенных в документе.
"Я считаю, что нашей целью является не позиция в рейтингах, пусть даже самых авторитетных, а улучшение условий ведения бизнеса. Ведь место в рейтинге – это уже следствие, всего лишь оценка существующей системы. В этом случае – системы регулирования экономики.
Поэтому я считаю, что проекты должны быть направлены на отраслевые комплексные изменения, а не на рейтинги.
Вместе с тем проект №1580, ставший законом №191, кроме роста рейтинга, несет в себе и позитив для бизнеса. Из основных новшеств – упрощение регистрации предприятий путем обмена информацией органами власти через их официальные сайты.
Место в рейтинге – это уже следствие, всего лишь оценка существующей системы. В данном случае – системы регулирования экономики
Также значительно удешевляется для сельскохозяйственных производителей перевозка, поставка и хранение продукции благодаря отмене многих сертификатов.
Упрощается процедура оформления земельных участков.
Таким образом этот закон обеспечит снижение коррупционной составляющей в производстве товаров и услуг, так как в украинских реалиях любые разрешительные процедуры сопряжены с риском коррупции.
Актуальны ли сейчас эти изменения? Уверена, что да. И для действующего бизнеса, и для будущего. Ведь ситуация на востоке Украины не отменяет необходимости в получении государством налогов, а достижение этой цели пребывает в прямой зависимости от развития производства, бизнеса и притока инвестиций. В этом законе не рассматривается отдельно бизнес в зоне проведения АТО, все эти вопросы мы решаем сейчас в другом законопроекте, который готовится ко второму чтению в моем комитете.
Законопроектом №0942 планируется урегулировать отношения бизнеса, налогоплательщиков, которые на момент начала АТО, 14 апреля 2014 года, были зарегистрированы в зоне действия АТО. Сегодня на территории Донецкой и Луганской областей есть временно оккупированные территории, есть буферная зона, есть населенные пункты под обстрелами террористов, освобожденные населенные пункты, и мирные города и села, в которых не было военных действий. И сейчас мы должны в законе предусмотреть все возможные ситуации в отношении налогов на землю, недвижимость, акцизов и остальных.
Задачи есть с двух сторон: необходимо освободить бизнес от ответственности без вины, дать им возможность не быть должными государству из-за того, что попали в зону боевых действий, а с другой стороны – надо и не допустить существующих сегодня злоупотреблений с НДС, акцизами.
Сейчас участие в работе над проектом принимают депутаты разных фракций, Фискальная служба, эксперты. И я надеюсь, мы сможем в ближайшее время выйти на согласованную редакцию будущего закона.
Не думаю, что иностранный инвестор внесет в Украину деньги только на основании упомянутых рейтингов, но и они будут иметь значение как минимум на первом этапе знакомства со страной. Поэтому мы сейчас, одновременно с войной за мир на территории Украины, должны бороться и за оптимальные условия ведения и развития бизнеса."