• Посилання скопійовано

Кабмін обскубає селян

Аграрна політика держави змінюється швидко і, схоже, докорінно

Кабмін обскубає селян

Еще недавно, в начале марта, крестьяне радовались: власть определила АПК одной из приоритетных отраслей и вписала в Госпрограмму экономического развития на 2013-2014 годы более десятка различных программ по поддержке сектора.

Правительство планировало потратить на это не менее 13 млрд грн.

После анонсированной щедрости вряд ли кто ожидал посягательств на “священную корову”, в частности, специальные режимы налогообложения, которые действуют уже 15 лет.

Тем не менее, Миндоходов разрабатывает законопроект, призванный улучшить ситуацию с наполнением бюджета именно за счет аграриев.

Данную меру в Кабмине предлагают на фоне других сюрпризов. В частности, заблокированы процедуры регистрации договоров аренды земли и введены взыскания за отсутствие проектов землеустройства или несоблюдение требований севосмен.

Охота на льготы

Специальные режимы налогообложения для сельхозпроизводителей действуют в Украине с 1998 года – тогда только так можно было затянуть бизнес в агросектор. Предполагалось, что налоговые льготы будут действовать временно, пока отрасль не реанимируют.

Наконец, такой была философия поддержки каждого отечественного сектора, для которого уменьшали налоговую нагрузку в 1990-х годах.

Хотя соответствующие меры обычно вводят на непродолжительный срок, в Украине налоговые преференции стали долгожителями. Отраслевым лоббистам еще удавалось договориться с каждым правительством, какой бы политической окраски оно не было.

Однако, еще в начале 2013 года команда “молодых реформаторов” дала четко понять, что все эти “поблажки” будут пересмотрены.

В первых вариантах программы экономического года даже были обещания за счет пересмотра преференций повысить ежегодные поступления в бюджет на 15-20 млрд грн. Правда, получить эти средства планировали из всех отраслей, а не только АПК.

В целом, по подсчетам Кабмина, в 2012 году из-за действия всех налоговых льгот бюджет не получил около 60 млрд грн.

Как оказалось, ревизию чиновники решили начать с АПК. Этим вопросом занимается Министерство доходов и сборов, Минфин и Минэкономразвития.

Впрочем, это не только их инициатива. Президент также настаивает на реформировании фискальной системы, используемой в отношениях с аграриями. Об этом, в частности, говорится в Национальном плане действий главы государства на 2013 год, которым предусмотрено внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

Как ожидается, уже в апреле Кабмин внесет в Верховную Раду законопроект с пересмотренными налоговыми льготами для сельхозпроизводителей. Что там будет?

Во-первых, налоговики предлагают дифференцировать фиксированный сельскохозяйственный налог – ФСН.

Сегодня его платят все аграрные предприятия с долей производства сельскохозяйственной продукции не менее 75%. ФСН уплачивается вместо налога на прибыль и земельного налога. Срок действия налога ограничен.

Насчитывается он в зависимости от типа и площади земли, то есть исходя из ее нормативно-денежной оценки. Его ставка – 0,09-1% нормативной оценки земли в 1995 году. Поэтому по приблизительным подсчетам размер ФСН составляет 6 грн за гектар.

По данным Налоговой, в 2011 году поступления фиксированного аграрного налога составили 121,9 млн грн, в 2012 году – 131 млн грн.

По информации ЭП, Миндоходов хочет дифференцировать плательщиков ФСН по видам деятельности: растениеводство, птицеводство и животноводство, установив для каждой из групп отдельную ставку фиксированного налога, размер которого пока не озвучивается.

Вместе с тем в аграрном комитете Верховной рады предлагают делить налогоплательщиков не по видам деятельности, а по размерам земельного банка.

Во-вторых, Миндоходов и Минфин хотят ввести для аграриев НДС в размере 7%.

Как известно, сельхозпредприятия не перечисляют этот налог в казну вообще: 20% НДС аккумулируются на специальных счетах и должны быть вложены в производство. Грубо говоря, купить домик в деревне, если это не производственный объект, за соответствующие средства невозможно.

Эта льгота, по подсчетам Налоговой, позволила аграриям оставить себе в 2012 году 14,7 млрд грн. Действует такой режим до 1 января 2018 года.

В-третьих, неизвестно, собираются ли пересматривать фискалы систему компенсаций за проданное молоко и мясо перерабатывающими предприятиями. Обычно НДС переработчиков аккумулируется на специальных счетах и возвращается поставщикам сырья.

Как подсчитали в ГНС, потери бюджета из-за этой преференции в 2012 году составили 1,1 млрд грн. Однако действовать она будет только до 2015 года. Очевидно, после окончания срока действие льготы продлевать не будут.

Чем объясняют в правительстве необходимость пересмотра льгот? В Миндоходов отмечают, что преференции не всегда получали те, кому они необходимы.

“Несмотря на такие значительные государственные преференции, экономическая стабильность в отрасли не достигнута. Главной причиной этого является использование предприятий отрасли в схемах уклонения от налогообложения, которые позволяют сокращать поступления НДС предприятиям других отраслей”, – отмечает пресс-служба министерства.

То, что аграриям отводят роль “козлов отпущения”, им не по душе. Ведь речь идет только о пересмотре налоговых преференций лишь для сельского хозяйства, а не для металлургии или машиностроения.

Накануне ассоциации, представляющие интересы аграриев, написали письмо на имя президента, премьера и председателя парламента с просьбой пересмотреть свои позиции.

По подсчетам Украинского клуба аграрного бизнеса, ревизия налоговых льгот может коснуться 56 тыс. предприятий. Их потери могут достичь 19 млрд грн.

Бонус от реформаторов

Впрочем, похоже, налоговики откажут аграриям. Такая возможность у них появилась после преднамеренного или случайного паралича процесса регистрации договоров аренды земли.

Ранее такие соглашения регистрировались в органах Государственного агентства земельных ресурсов. Теперь же регистрация права аренды осуществляется нотариусом в момент заключения соответствующего договора между сельхозпредприятием и арендодателем.

Такой механизм предусматривает закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений”, который вступил в силу 1 января 2013 года. Сейчас все вопросы регистрации прав на землю переданы Государственной регистрационной службе. Однако все эти регистрационные реформы заблокировали заключения договоров аренды.

Сейчас в Земельный кадастр занесены лишь фрагментарные данные о правах на земельные участки. В связи с этим нотариусы не всегда могут получить выписку из него, необходимую для заключения договора аренды. Многим предприятиям, которым необходимо продлить договоры аренды, не удается это сделать.

Что происходит дальше? Предприятие продолжает без зарегистрированных договоров обрабатывать наделы собственников, которых может быть сотни и тысячи. Впрочем, если нет института регистрации, то заключенные с владельцами договоры являются нелегальными.

Если совершенно случайно об этом узнает Налоговая, она может лишить производителя статуса плательщика фиксированного аграрного налога и других льгот. Больше всего таких проблем у арендаторов государственных и коммунальных участков – большинство из них должным образом не зарегистрированы.

Это далеко не все новации, которыми испытывают аграрный сектор. В 2010 году вступили в силу изменения в некоторые законы по сохранению плодородия почв. Этот документ предусматривает штраф за использование участков площадью более 100 га для ведения производства без утвержденных проектов землеустройства.

В Украине действует более 18 тыс. сельскохозяйственных предприятий, использующих земельные участки площадью более 100 га. Из них проекты землеустройства имеют не более 400. Причина – высокая стоимость процедуры: за документ надо отдать 50 грн за гектар непонятным структурам, которые распишут порядок севосмен.

За нарушение законодательства аграрии должны заплатить штраф от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, а должностные лица – от 300 до 500.

Эта норма вступила в силу 1 января 2013 года, хотя срок применения данных штрафных санкций переносился уже дважды.

Возможно, налоговые преференции для аграриев действительно стоит пересмотреть. Многие предприятия, особенно аграрные холдинги, на отдельных видах деятельности демонстрируют бешеную рентабельность, которую они, конечно, не афишируют.

Впрочем, делать это стоит при отсутствии других необоснованных взысканий и при прозрачной политике государственной поддержки. Теперь же получается, что, ликвидировав общие налоговые льготы, “молодая команда” хочет распределять ресурсы в ручном режиме.

Дмитрий Денков

Джерело: Экономические Известия

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»