В Верховную Раду внесен проект Закона №2018а от 16.05.2013 года "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о налоговых последствиях признания сделок (договоров) недействительными (ничтожными)".
По мнению юристов, принятие этого документа существенно облегчит и упростит ведение бизнеса в Украине.
"Измениться все! В первую очередь, ожидается изменение судебной практики направленной на пополнение государственного бюджета по "инициативе" налогового органа. На сегодняшний день существует устоявшаяся практика признания сделок недействительными на основании акта проверки проведенной налоговым органом", — говорит адвокат юридической компании.
По его словам, этот вопрос очень актуален, поскольку сейчас в административных судах Украины слушается несчетное количество дел по обжалованию налоговых решений, связанных с признанием налоговым органом недействительности сделок.
"На сегодняшний день, налоговыми органами чаще всего оспаривается реальный характер хозяйственной операции (сделки) и наличие у сторон договоров, предусмотренных законодательством оснований для отнесения сумм по этим операциям в состав расходов или доходов. Выводы проверяющих фактически сводятся к признанию недействительными договоров, которые хоть и оформлены в соответствии с действующим законодательством, но "по мнению" проверяющих, сделка недействительна. Такие выводы влекут за собой изменение базы налогообложения, и соответственно, сумму задолженности стороны сделки перед бюджетом", — уточняет адвокат.
При этом судебная практика в данном вопросе неоднозначна. Некоторые суды принимают во внимание доводы налогоплательщика и отменяют налоговые решения, другие же отказывают бизнесменам, или вообще игнорируют сам факт подачи иска, возвращая его даже не открывая производство. Для предприятий это влечет за собой пропуск процессуальных сроков и возникновение уже реальной задолженности перед бюджетом.
"Предлагаемые законодателями изменения определенно нужны. Данный законопроект предусматривает четкий и однозначный алгоритм действия для налогового органа в случае выявления сомнительных сделок. Так, налоговый орган имеет право обратится в компетентный суд с иском о взыскании в доход государства денежных средств, полученных по сделке, осуществленной с целью, которая заведомо противоречит интересам государства и общества, ссылаясь на ее ничтожность", — говорит юрист Егор Штокалов.
В последнее время появляется судебная практика которая принимает позицию налогоплательщиков, но, к сожалению, такая практика достаточно редкая. Например, 6 марта 2013 года одна из ведущих юридических компаний успешно защитила интересы Банка в административном деле в Окружном административном суде Киева.
Суть дела заключалась в следующем: банк уступил право требования к своему заемщику компании "Х" в пользу компании "Y", заключив договор "Об уступке прав кредитора", руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 512 Гражданского кодекса Украины. Офис по обслуживанию крупных налогоплательщиков ГНС Украины провел налоговую проверку банка. По его результатам налоговиками был составлен Акт, в котором инспектор указал, что составленный сторонами договор перевода прав требования "по своей экономической сути" является сделкой факторинга. На основании этого вывода было выписано налоговое уведомление-решение, которым банку было доначислено 30 млн грн налога на прибыль.
В процессе судебного разбирательства истец смог доказать, что налоговые органы не наделены правами определять "экономическую суть сделки". При рассмотрении указанного спора судом первой инстанции суд занял сторону банка, и признал неправомерными решения налогового органа. В результате банк не обязан платить в казну доначисленные 30 млн грн налога на прибыль.
"В случае принятия законопроекта, налогоплательщики получат еще один мощный инструмент борьбы против налогового органа, в части начисления незаконных штрафов и формирования излишней задолженности перед бюджетом", — резюмирует Егор Штокалов.