Украинские законодатели подготовили новую инициативу по усилению контроля над распространением информации в интернете. Зарегистрированный на прошлой неделе законопроект "О защите информационного пространства" предлагает обязать провайдеров закрывать доступ к сайтам, пропагандирующим межнациональную вражду, жестокость, или нарушающим гражданские права и свободы. Участники рынка считают, что формулировки в документе размыты и могут быть использованы силовиками для того, чтобы закрыть практически любой ресурс.
В пятницу на сайте Верховной рады был опубликован законопроект "О защите информационного пространства", поданный заместителем главы парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Владимиром Олийныком (Партия регионов). Документ предусматривает внесение ряда существенных поправок в закон "О защите общественной морали", направленных на регулирование деятельности интернет-ресурсов.
Следует отметить, что ранее он неоднократно регистрировал законопроекты, расширяющие полномочия МВД или СБУ. В пояснительной записке к законопроекту депутат подчеркивает необходимость "недопущения размещения на сайтах адресного пространства украинского сегмента интернета, электронных СМИ сведений, распространение которых запрещено законами".
К такой информации депутат относит пропаганду войны, межнациональной или межрелигиозной вражды, насилия, жестокости, информацию, содержащую призывы к захвату государственной власти, свержению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Украины, а также посягающую на права и свободы человека. В случае принятия законопроекта хостинг-провайдеры будут обязаны удалять такие ресурсы из интернета в течение суток после вынесения соответствующего решения суда по обращению СБУ или МВД.
Кроме того, господин Олийнык намерен обязать интернет-провайдеров по первому запросу СБУ или управления МВД по борьбе с киберпреступностью предоставлять данные о своих абонентах и потребляемых ими услугах. Провайдеры также будут лишены права сообщать абонентам о передаче такой информации правоохранителям.
Представители медиаорганизаций считают данную инициативу опасной. "Определения запрещенной информации в законопроекте весьма расплывчаты,— отмечает исполнительный директор Института массовой информации Виктория Сюмар.— Непонятно, кто будет проводить ее анализ — ведь экспертную комиссию по защите общественной морали правительство решило распустить". По словам директора юрфирмы "Виндекс" (представляет интересы разработчиков программного обеспечения Adobe Systems, Graphisoft, Nav N Go и ряда украинских медиагрупп) Павла Миколюка, оценить "законность" информации может и Национальный институт судебной экспертизы. "Правда, у них на это уходит около месяца",— отмечает он.
Госпожа Сюмар обращает внимание на попытку внести СБУ в список госорганов, отвечающих за исполнение закона об общественной морали. "По нашей информации, в СБУ в последнее время формируется группа специалистов по вопросам интернета. Ничего хорошего накануне президентских выборов это не сулит",— рассуждает она.
Участники интернет-рынка также озабочены новым законопроектом. "Нас вновь хотят заставить шпионить за абонентами и сообщать о них правоохранителям без решения суда,— возмущена глава правления Интернет Ассоциации Украины Татьяна Попова.— К тому же посягать на чьи-то права и свободы может практически любая информация — что же нам теперь, совсем интернет закрыть?".
Инициативы по усилению контроля над интернетом в этом году заметно участились, признают собеседники. На прошлой неделе Госслужба интеллектуальной собственности опубликовала законопроект об отключении пиратских сайтов, ранее в МВД собирались расширить перечень информации, необходимой для проведения негласных следственных действий в сети. В марте Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде законопроект "О киберпреступности", формулирующий основные принципы борьбы с правонарушениями в интернете. Примечательно, что схожий законопроект зарегистрировал на прошлой неделе и господин Олийнык. "Интернет становится важной частью общественной жизни, в том числе и с точки зрения преступлений,— считает высокопоставленный источник в управлении МВД по борьбе с киберпреступностью,— Свое видение борьбы с такими преступлениями есть у разных государственных органов".
Игорь Бурдыга