Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) передало проект закона о регулировании внутренней торговли на согласование в Кабинет министров. Уже к концу августа или началу сентября финальная версия документа должна лечь на подпись премьер-министру Николаю Азарову.
Этот законопроект – компромисс между поставщиками продукции, розничными сетями и правительством, которые никак не могли договориться об общих правилах, в итоге глава МЭРТ Игорь Прасолов отказался от единого проекта закона и предложил вносить точечные изменения в законодательство.
В документе МЭРТ отказался от многих раздражающих бизнес норм, к примеру, об обязательном наличии профессионального образования для всех продавцов, промоутеров и официантов. Регулирование рынков и МАФов в нем также было вынесено за скобки. В финальной версии документа, отправленной на согласование в Кабмин, бизнес смог получить еще несколько уступок, но заплатил за это потерей позиций по ряду других пунктов.
«Теперь ключевой вопрос – переживут ли эти изменения процесс согласования в министерствах, а затем – утверждение в Кабинете министров и голосование в парламенте. Пока можно точно сказать: никаких лоббистских инициатив со стороны бизнеса в документе они не пропустят, зато свои обязательно попытаются в него внедрить», – подчеркивает генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко.
5 ключевых изменений в проекте закона о регулировании внутренней торговли
(по сравнению с предыдущими версиями законопроекта)
1. Первоначально МЭРТ предлагал запретить розничным сетям брать плату с поставщиков за продвижение их товаров в своих сетях. К июлю розница, казалось бы, смогла избавиться от этой нормы в документе. Но в той версии, которую Игорь Прасолов отправил на согласование в Кабмин, запрет на маркетинговые услуги все же присутствует – хотя и в более мягкой форме. Проект закона запрещает включать в договор поставки обязательство соглашаться на какие-либо платные услуги сетей по продвижению продовольственных товаров. «На этой норме активно настаивают производители пищевой промышленности, – поясняет руководитель секретариата и главный эксперт Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский. – Ведь для них такие услуги – это часто барьер для входа в ту или иную торговую сеть».
2. Документ запрещает поставщикам заставлять розницу покупать у них полный ассортимент продовольственных товаров.
3. МЭРТ пошел на уступки розничным торговцам алкоголем, но делает все возможное, чтобы сконцентрировать эти продажи лишь в специализированных местах. В прошлой версии документа министерство настаивало на запрете в целом продажи пива, алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин и табачных изделий вне спецотделений в торговых точках. Исключение делалось лишь для магазинов в населенных пунктах с числом жителей до 5000 человек. В нынешней версии такая продажа возможна, но стоимость лицензии в этом случае будет в разы дороже.
Продажа алкоголя в спецотделах будет стоить 8000 гривен за лицензию на один кассовый аппарат, продажа в неспециализированном месте торговли – 16 000 гривен (в селах – 500 гривен). Для табака – 2000 и 6000 гривен соответственно (и 250 гривен – для продажи товаров в селах и ПГТ). «Выходит, что крупные магазины, территория которых позволяет быстро организовать специальный отдел продаж, просто отделив его визуально, сразу получат серьезное преимущество перед теми магазинчиками, чья площадь организовать такой отдел не позволяет», – критикует это предложение представитель ассоциации крепких алкогольных напитков, попросивший на него не ссылаться.
4. МЭРТ готов отказаться от запрета на рекламу табачных изделий в специализированных местах продажи. Правда, и сейчас публикация информации о товаре в месте его продажи не считается рекламой, поэтому улучшит ли такая норма ситуацию для продаж табачных компаний – большой вопрос.
5. Штраф за нарушение правил торговли пивом, алкогольными, слабоалкогольными напитками и табаком сейчас ложится на плечи торговой точки. В случае вступления закона в силу в нынешнем виде нести ответственность будет не все заведение торговли, а его конкретный сотрудник, который нарушил законодательство.
Это выгодно легальному бизнесу в сфере производства и продаж алкогольных и табачных изделий, который борется с фальсификатом и нелегальной торговлей. «Но также это выгодно и МАФам, специализирующимся на легальной продаже подакцизных товаров, работающих с крупными производителями и дистрибьюторами на этом рынке», – считает Забловский.