Правительство готовит документ, который позволит украинцам требовать от нерадивых ЖЭКов снижения тарифов. Порядок перерасчета платы за жилкомуслуги может быть принят на заседании Кабмина уже в этом месяце. Перерасчет тарифов на обслуживание домов и придомовых территорий предусмотрен законом о ЖКХ, однако сама процедура прописана не была. Как пояснили нам в Минрегионе, новый документ определяет алгоритм действий жильца и ЖЭКа. «Новым порядком перерасчета тарифов предусматривается, например, что ЖЭК обязан не реже, чем раз в год, предоставить потребителю калькуляцию стоимости услуг за год по конкретному дому. В ней должно быть указано, какие именно проводились работы по дому и сколько это стоило в общем и из расчета на одного жильца», — говорят в ведомстве. По задумке, в итоге жильцов ждет снижение тарифов по тем позициям, где работы произведены не были.
«Если были заложены деньги на ремонт крыши, а его так и не было, то по результатам года ЖЭК обязан сделать перерасчет», — объясняют в Минрегионе. Кроме того, сам жилец также может обратиться в ЖЭК и потребовать калькуляцию по своему дому. И отказать ему не могут. Документ предполагает и отказ от услуг, которые вам не нужны. В спорных ситуациях жилец в присутствии представителя ЖЭКа оформляет акт-претензию о непредоставленных услугах, если представитель не явится в установленное время, акт-претензию подписывают не менее двух соседей. Если ЖЭК в этом случае откажется делать перерасчет, то жильцы могут обратиться в суд.
Сейчас украинцы даже через суд не могут добиться за какие услуги платят коммунальщикам. Так, физлицо уже два года воюет с ЖЭКом в суде: «Я прошу ЖЭК предоставить мне калькуляцию, чтобы понять, как они выставляют счета. Во дворе у нас убирают крайне редко, снег зимой чистят только после жалоб, а подъезды никогда не видели ремонта. А вот когда начала течь крыша (живу на последнем этаже), попросили купить семь рулонов рубероида — и без гарантий. В итоге крышу я ремонтировала за свои деньги. Кстати, хватило всего пять рулонов. Позже починку крыши они вписали в свои услуги, хотя у меня есть все квитанции. Вот уже два года тянется тяжба в суде, но ЖЭК по-прежнему не выполняет своих обязанностей — трубы текут, во дворе не убирают». Она не верит, что новый документ поможет. «Закон о доступе к информации и другие законы, которые обязывают жилконторы предоставлять информацию жильцам о плате за услуги, существуют и сейчас, однако на ЖЭКи это никак не влияет. Надо менять всю систему, при которой сами ЖЭКи будут заинтересованы в качественной работе».
Юристы относятся к новому новшеству Минрегиона по-разному. «Потребители и раньше имели право потребовать калькуляцию от ЖЭКа, но разве все ее получали? — говорит юрист. — Вся система предоставления и оплаты услуг ЖЭКа четко не прописана. Во многих квартирах до сих пор нет индивидуального счетчика на воду, а отдельно один стоит, который учитывает количество потребленной воды всем домом сразу. А ЖЭК разбрасывает расходы на всех жильцов». А вот столичный адвокат положительно оценивает законопроект: «Он изменит жизнь жильцов: к примеру, будет легче доказать в суде, что работники ЖЭКа не исполняли свои обязанности. Или опротестовать услуги, указанные в платежках».