• Посилання скопійовано

Бюджет виживання: нові податки на продукти і долар по 21 гривні

Кабінет міністрів України передав до Верховної Ради законопроект про зміни до державного бюджету на 2015 рік

Бюджет виживання: нові податки на продукти і долар по 21 гривні

16 февраля в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №2147 “О внесении изменений в Государственый бюджет Украины на 2015 г.” Напомним, что при принятии бюджета 28 декабря сразу говорилось о том, что в него неизбежно будут вноситься правки.

Изменения необходимы потому, что бюджет составлялся в сжатые сроки, и в нем неизбежно оказались связанные с этим упущения. Но главная причина в том, что за минувшие пару месяцев ситуация в стране значительно ухудшилась, а ожидания на весь 2015 г. для Украины стали мрачнее. Становится тяжелее ситуация в Донецкой и Луганской областях, разрушаются объекты промышленности и транспортной инфраструктуры. К тому же МВФ в январе ухудшил свой прогноз на 2015 г. для мировой экономики и отдельных стран (Еврозоны, Китая, России).

В итоге правительство ориентировалось на такие макроэкономические и социальные показатели для страны:

- падение реального ВВП на 5,5% (вместо 4,7%);

- рост номинального ВВП на 129,4 млрд грн (до 1850,2 млрд), что обусловлено ростом потребительских цен на 26,7% (декабрь к декабрю) и индекса цен производителей на 26,5%;

- увеличение фонда оплаты труда на 11,6 млрд грн до 478,6 млрд;

- среднемесячная зарплата 3990 грн;

- рост прибыли предприятий по сравнению с предыдущим прогнозом на 35,8 млрд грн – до 307,9 млрд.

По словам Министра финансов Натальи Яресько, параметры бюджета посчитаны при среднегодовом курсе доллара 21,7 грн (ранее было 17 грн.). Но представляя проект изменений на заседании Кабмина 14 февраля, премьер-министр Арсений Яценюк почему-то говорил о курсе 21 грн.

Дефицит бюджета повышен с 3,7% ВВП до 4,1%. Рост расходов связан с необходимостью увеличения прямых субсидий на газ и коммунальные услуги населению, ростом числа вынужденных переселенцев до 1 млн человек, а также увеличением расходов на обслуживание госдолга из-за девальвации гривни.

Основные цифры бюджета, млрд. грн

Общие доходы 475,94 498,15

Общие расходы 527,89 563,24

Возврат кредитов в бюджет 4,03 4,80

Предоставление кредитов из бюджета 15,74 16,01

Предельный дефицит бюджета 63,67 76,30

Предельный размер госдолга на 31.12.2105 г. 1176,1 1394,4

Перечисления прибыли от Нацбанка до 11.05.2015 г. – не менее 65,4 60,5.

Кабмину разрешен выпуск облигаций внутреннего займа на сумму 31,5 29,7.

Увеличение расходов

12,47 млрд грн выделено на льготы и субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. 2,85 млрд грн – на адресную помощь беженцам из зоны боевых действий.

В расходы бюджета включены 400 млн грн, выделяемые на гемодиализ, приобретение цифровых мамографов и ультразвуковых диагностических устройств отечественного производства и на лечение детской онкологии.

300 млн грн выделяется аграриям для удешевления кредитов. 200 млн грн – для погашения задолженности по зарплате шахтерам, которая образовалась до 1 января 2015 г. 100 млн грн выделяется местным бюджетам для частичного финансирования детско-юношеских спортивных школ.

570 млн грн дополнительно выделены Минздраву на различные программы и 30 млн – Национальной академии медицинских наук.

Также увеличены на:

- 49,2 млн грн расходы, связанные с участием украинских спортсменов в международных соревнованиях;

- 9,2 млн грн расходы на обеспечение работы антарктической станции “Академик Вернадский”;

- 1 млн грн расходы на обеспечение деятельности Дома ветеранов сцены им. Н. Ужвий.

Пришлось также увеличить расходы на уплату взносов Украины в международные организации и программы: Международную организацию по миграции, ВТО, ООН.

Обустройство госграницы и территорий, вблизи зоны боевых действий и Крыма может финансироваться за счет бюджетной программы “Государственные капитальные расходы”, объем которой составляет 2,5 млрд грн.

Уменьшение расходов

Уменьшены средства, выделяемые Пенсионному фонду – до 76,95 млрд грн, что на 3,9 млрд меньше, чем планировалось ранее. Это связано в частности с тем, что предлагается не выплачивать специальные пенсии, ранее назначенные народным депутатам, госслужащим, судья, прокурорам и др.

В соответствии со взятыми перед МВФ обязательствами, продолжится реформирование сферы образования, начатое в 2014 г. Эта работа предполагает: уменьшение госзаказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; уменьшение числа вузов с 802 до 317; оптимизацию сети общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений; переход на финансирование научных разработок исключительно на конкурсной системе госзаказа. Ожидаемая экономия в 2015 г. – 312 млн грн.

На 150 млн грн уменьшены расходы на производство и трансляцию телерадиопрограмм для госпотребностей. На 63 млн грн – на руководство и управление в сфере авиационного транспорта

Новые и старые кредиты

Предлагается, в частности:

- уменьшить государственные внутренние заимствования на 2,18 млрд грн;

- увеличить внешние заимствования на 105,77 млрд грн;

- увеличить расходы на погашение внутреннего долга на 66,77 млрд грн, а внешнего – на 25,98 млрд грн.

Кабмину разрешено привлечь кредитные средства под госгарантии в размере до 1 млрд долларов (но в сравнительной таблице к законопроекту сумма указана иная – 21 млрд грн) для создания правительственного стабилизационного (резервного) энергетического фонда.

Из-за девальвации растут расходы, связанные с выполнением долговых обязательств прежней власти. Речь идет о кредитах под госгарантии, полученных “Укрмедпоставкой”, “Львовской областной дирекцией противопадковой защиты”, Укравтодором и под проекты “Циклон-4”, “Создание Национальной спутниковой системы связи”, а также проведение Евро-2012.

В пояснительной записке к законопроекту записано, что “Изменения в политике регулирования цен на энергоносители предполагают постепенную либерализацию тарифов, уменьшение перекрестного субсидирования и изъятие в госбюджет части прибыли газодобывающих предприятий”. Но детально эти мероприятия пока не раскрываются, т.к. работа над ними еще ведется.

Рост доходов

Откуда возьмутся дополнительные 22,2 млрд грн в доходной части бюджета? Кабмин считает, что увеличатся поступления от:

- внутреннего НДС – на 4,9 млрд грн;

- НДС с импорта – 8,9 млрд грн;

- возмещения НДС деньгами – 2 млрд грн;

- налога на прибыль – 2,3 млрд;

- ввозных пошлин – 2,1 млрд;

- рентной платы за пользование недрами для добычи газа – 9,1 млрд;

- трансфертов от зарубежных стран и организаций – 1,3 млрд грн;

- доходы от транспортировки газа, нефти, аммиака и др. – 1,7 млрд;

- из других источников – 0,7 млрд.

Понятно, что основной прирост этих поступлений “обеспечат” девальвации гривни и инфляция. При этом бюджет получит на 1,9 млрд грн меньше дохода от операций по покупке иностранной валюты (в связи с уменьшением объема продаж). Так же он получит на 4,9 млрд грн меньше средств от Нацбанка.

О таких источниках дохода, как невозмещение НДС и авансовая уплата налогов, в данном законопроекте ничего не говорится.

Что пока не учтено в данном законопроекте

Украина на днях введет 5-10% временный дополнительный сбор на импорт, сообщила Наталия Яресько.

В конце 2014 г. был принят закон “О стабилизации платежного баланса Украины”, предполагающий введение на год дополнительных 5-10% пошлин на весь импорт, кроме критического, в связи с резким ухудшением платежного баланса. Он должен был вступить в силу в случае принятия соответствующего решения Кабмина, который проведет консультации с торговыми партнерами Украины. И вот такой момент наступает.

Сбором по ставке 10% будут облагаться готовые пищевые продукты; продукты, жиры и масла животного и растительного происхождения; алкогольные и безалкогольные напитки; табак и его заменители; уксус; живые животные. 5% – все остальные товары за исключением “жизненно важных”, к которым парламент отнес большинство энергоносителей, бензин и дизельное топливо, а также некоторые медикаменты и медицинские изделия. Не будет облагаться допсбором и бесплатная помощь Украине от правительств других государств, международных организаций, закупаемое государством вооружение.

С любых товаров, пересылаемых (ввозимых) гражданами на территорию Украины и подлежащих налогообложению, будет взиматься дополнительный импортный сбор в размере 10%.

Сергей Гусев

 

Джерело: Сьогодні

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»