16 февраля в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №2147 “О внесении изменений в Государственый бюджет Украины на 2015 г.” Напомним, что при принятии бюджета 28 декабря сразу говорилось о том, что в него неизбежно будут вноситься правки.
Изменения необходимы потому, что бюджет составлялся в сжатые сроки, и в нем неизбежно оказались связанные с этим упущения. Но главная причина в том, что за минувшие пару месяцев ситуация в стране значительно ухудшилась, а ожидания на весь 2015 г. для Украины стали мрачнее. Становится тяжелее ситуация в Донецкой и Луганской областях, разрушаются объекты промышленности и транспортной инфраструктуры. К тому же МВФ в январе ухудшил свой прогноз на 2015 г. для мировой экономики и отдельных стран (Еврозоны, Китая, России).
В итоге правительство ориентировалось на такие макроэкономические и социальные показатели для страны:
- падение реального ВВП на 5,5% (вместо 4,7%);
- рост номинального ВВП на 129,4 млрд грн (до 1850,2 млрд), что обусловлено ростом потребительских цен на 26,7% (декабрь к декабрю) и индекса цен производителей на 26,5%;
- увеличение фонда оплаты труда на 11,6 млрд грн до 478,6 млрд;
- среднемесячная зарплата 3990 грн;
- рост прибыли предприятий по сравнению с предыдущим прогнозом на 35,8 млрд грн – до 307,9 млрд.
По словам Министра финансов Натальи Яресько, параметры бюджета посчитаны при среднегодовом курсе доллара 21,7 грн (ранее было 17 грн.). Но представляя проект изменений на заседании Кабмина 14 февраля, премьер-министр Арсений Яценюк почему-то говорил о курсе 21 грн.
Дефицит бюджета повышен с 3,7% ВВП до 4,1%. Рост расходов связан с необходимостью увеличения прямых субсидий на газ и коммунальные услуги населению, ростом числа вынужденных переселенцев до 1 млн человек, а также увеличением расходов на обслуживание госдолга из-за девальвации гривни.
Основные цифры бюджета, млрд. грн
Общие доходы 475,94 498,15
Общие расходы 527,89 563,24
Возврат кредитов в бюджет 4,03 4,80
Предоставление кредитов из бюджета 15,74 16,01
Предельный дефицит бюджета 63,67 76,30
Предельный размер госдолга на 31.12.2105 г. 1176,1 1394,4
Перечисления прибыли от Нацбанка до 11.05.2015 г. – не менее 65,4 60,5.
Кабмину разрешен выпуск облигаций внутреннего займа на сумму 31,5 29,7.
Увеличение расходов
12,47 млрд грн выделено на льготы и субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. 2,85 млрд грн – на адресную помощь беженцам из зоны боевых действий.
В расходы бюджета включены 400 млн грн, выделяемые на гемодиализ, приобретение цифровых мамографов и ультразвуковых диагностических устройств отечественного производства и на лечение детской онкологии.
300 млн грн выделяется аграриям для удешевления кредитов. 200 млн грн – для погашения задолженности по зарплате шахтерам, которая образовалась до 1 января 2015 г. 100 млн грн выделяется местным бюджетам для частичного финансирования детско-юношеских спортивных школ.
570 млн грн дополнительно выделены Минздраву на различные программы и 30 млн – Национальной академии медицинских наук.
Также увеличены на:
- 49,2 млн грн расходы, связанные с участием украинских спортсменов в международных соревнованиях;
- 9,2 млн грн расходы на обеспечение работы антарктической станции “Академик Вернадский”;
- 1 млн грн расходы на обеспечение деятельности Дома ветеранов сцены им. Н. Ужвий.
Пришлось также увеличить расходы на уплату взносов Украины в международные организации и программы: Международную организацию по миграции, ВТО, ООН.
Обустройство госграницы и территорий, вблизи зоны боевых действий и Крыма может финансироваться за счет бюджетной программы “Государственные капитальные расходы”, объем которой составляет 2,5 млрд грн.
Уменьшение расходов
Уменьшены средства, выделяемые Пенсионному фонду – до 76,95 млрд грн, что на 3,9 млрд меньше, чем планировалось ранее. Это связано в частности с тем, что предлагается не выплачивать специальные пенсии, ранее назначенные народным депутатам, госслужащим, судья, прокурорам и др.
В соответствии со взятыми перед МВФ обязательствами, продолжится реформирование сферы образования, начатое в 2014 г. Эта работа предполагает: уменьшение госзаказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; уменьшение числа вузов с 802 до 317; оптимизацию сети общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений; переход на финансирование научных разработок исключительно на конкурсной системе госзаказа. Ожидаемая экономия в 2015 г. – 312 млн грн.
На 150 млн грн уменьшены расходы на производство и трансляцию телерадиопрограмм для госпотребностей. На 63 млн грн – на руководство и управление в сфере авиационного транспорта
Новые и старые кредиты
Предлагается, в частности:
- уменьшить государственные внутренние заимствования на 2,18 млрд грн;
- увеличить внешние заимствования на 105,77 млрд грн;
- увеличить расходы на погашение внутреннего долга на 66,77 млрд грн, а внешнего – на 25,98 млрд грн.
Кабмину разрешено привлечь кредитные средства под госгарантии в размере до 1 млрд долларов (но в сравнительной таблице к законопроекту сумма указана иная – 21 млрд грн) для создания правительственного стабилизационного (резервного) энергетического фонда.
Из-за девальвации растут расходы, связанные с выполнением долговых обязательств прежней власти. Речь идет о кредитах под госгарантии, полученных “Укрмедпоставкой”, “Львовской областной дирекцией противопадковой защиты”, Укравтодором и под проекты “Циклон-4”, “Создание Национальной спутниковой системы связи”, а также проведение Евро-2012.
В пояснительной записке к законопроекту записано, что “Изменения в политике регулирования цен на энергоносители предполагают постепенную либерализацию тарифов, уменьшение перекрестного субсидирования и изъятие в госбюджет части прибыли газодобывающих предприятий”. Но детально эти мероприятия пока не раскрываются, т.к. работа над ними еще ведется.
Рост доходов
Откуда возьмутся дополнительные 22,2 млрд грн в доходной части бюджета? Кабмин считает, что увеличатся поступления от:
- внутреннего НДС – на 4,9 млрд грн;
- НДС с импорта – 8,9 млрд грн;
- возмещения НДС деньгами – 2 млрд грн;
- налога на прибыль – 2,3 млрд;
- ввозных пошлин – 2,1 млрд;
- рентной платы за пользование недрами для добычи газа – 9,1 млрд;
- трансфертов от зарубежных стран и организаций – 1,3 млрд грн;
- доходы от транспортировки газа, нефти, аммиака и др. – 1,7 млрд;
- из других источников – 0,7 млрд.
Понятно, что основной прирост этих поступлений “обеспечат” девальвации гривни и инфляция. При этом бюджет получит на 1,9 млрд грн меньше дохода от операций по покупке иностранной валюты (в связи с уменьшением объема продаж). Так же он получит на 4,9 млрд грн меньше средств от Нацбанка.
О таких источниках дохода, как невозмещение НДС и авансовая уплата налогов, в данном законопроекте ничего не говорится.
Что пока не учтено в данном законопроекте
Украина на днях введет 5-10% временный дополнительный сбор на импорт, сообщила Наталия Яресько.
В конце 2014 г. был принят закон “О стабилизации платежного баланса Украины”, предполагающий введение на год дополнительных 5-10% пошлин на весь импорт, кроме критического, в связи с резким ухудшением платежного баланса. Он должен был вступить в силу в случае принятия соответствующего решения Кабмина, который проведет консультации с торговыми партнерами Украины. И вот такой момент наступает.
Сбором по ставке 10% будут облагаться готовые пищевые продукты; продукты, жиры и масла животного и растительного происхождения; алкогольные и безалкогольные напитки; табак и его заменители; уксус; живые животные. 5% – все остальные товары за исключением “жизненно важных”, к которым парламент отнес большинство энергоносителей, бензин и дизельное топливо, а также некоторые медикаменты и медицинские изделия. Не будет облагаться допсбором и бесплатная помощь Украине от правительств других государств, международных организаций, закупаемое государством вооружение.
С любых товаров, пересылаемых (ввозимых) гражданами на территорию Украины и подлежащих налогообложению, будет взиматься дополнительный импортный сбор в размере 10%.
Сергей Гусев