Одной из самых больших проблем обеспечения принудительного исполнения решений являются текучесть кадров в органах государственной исполнительной службы. Прежде всего, это связано с неэффективной системой оплаты труда государственных исполнителей, сложностью работы и высоким уровнем ответственности. На сегодня остаются незаполненными 14% должностей государственных исполнителей.
Кроме того, с 1 января 2013 г. отменен механизм финансирования процедуры принудительного исполнения решений и деятельности органов государственной исполнительной службы за счет исполнительного сбора. Это привело к существенному недофинансированию указанной сферы деятельности, что в свою очередь делает невозможным надлежащее принудительное исполнение решений судов и других органов (например, своевременное направление документов исполнительного производства, проведение экспертиз, хранения, перевозки и охраны имущества).
Отмечается, что проблема повышения эффективности исполнения судебных решений требует комплексного решения. В связи с этим Минюст постоянно принимает меры нормативно-правового и организационного характера. В числе своих достижений в Министерстве указывают на принятый ВР Закон «О гарантиях государства по исполнению судебных решений». Принятие указанного Закона, считают в Минюсте, позволило решить проблему невыполнения решений судов, должниками по которым выступают госорганы, предприятия, учреждения и организации, а также юридические лица, принудительная реализация имущества которых запрещена в соответствии с законодательством.
Также Министерством юстиции разработан законопроект относительно усовершенствования процедуры исполнения судебных решений в интересах детей, который позволит определить механизм выполнения решений судов о возвращении детей в соответствии с Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, а также усовершенствовать процедуру принудительного взыскания алиментов. Указанный законопроект одобрен Кабмином 19.06.2013 г, и 9 августа зарегистрирован в ВР под номером 3062.
Министерством подготовлен законопроект, предусматривающий комплексное совершенствование системы принудительного исполнения решений, в частности, оптимизацию процедуры розыска должников в исполнительном производстве, снижение коррупционных рисков при оценке и реализации имущества, совершенствование выполнения решений обязательственного характера, совершенствование контроля за законностью исполнительного производства.
Кроме того, с целью модернизации существующей системы реализации имущества Минюстом совместно с ГИС разработан проект приказа Минюста «Об утверждении Порядка реализации арестованного имущества». Новый порядок реализации арестованного имущества предусматривает проведение публичных торгов и аукционов через специальную информационную систему в Интернете. В частности, в электронной форме можно будет осуществлять представление и обработку заявок на участие в электронных торгах, через Интернет будут проводиться и сами торги, а также - обрабатываться информация о торгах и др. Детальнее о проекте читайте материале: Разработан механизм продажи арестованного имущества через Интернет. Также напомним, члены НАБУ считают, что в предложенном варианте Порядок не решает основных проблемных вопросов, связанных с реализацией арестованного имущества. В частности, сохраняются существующие механизмы злоупотреблений при продаже арестованного имущества.
Также подписаны приказы Минфина, ПФУ и МВД о предоставлении доступа государственным исполнителям к базам данных, которые содержат информацию о должниках, а также обеспечен доступ к базам данных Государственной регистрационной службы.