Документ разработан в рамках процесса ассоциации Украины с Европейским Союзом, который подразумевает сближение отечественного таможенного законодательства двух сторон. Одним из этапов этого проекта является введение института авторизированного экономического оператора (АЭО), который функционирует также и в ЕС. Суть новации заключается в том, что предприятиям-производителям, которые осуществляют экспортно-импортные операции, позволяется проходить по упрощенной схеме как процедуру оформления грузов, так и их растаможки.
Без очередей и проверок
По словам главы подкомитета Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяны Остриковой, периодические очереди на таможнях оборачиваются финансовыми потерями для бизнеса, а фуры с товаром могут днями простаивать на границе. Особенно участились такие случаи после начала льготной растаможки «евроблях» - пока одни наполняют Пенсионный фонд, другие недополучают так необходимую стране валютную выручку. Решить эти проблемы как раз и должен законопроект.
«Любой субъект внешнеэкономической деятельности будь то импортер или экспортер, получает статус авторизированного оператора, при этом предполагается упрощенная процедура пересечения границы. Фактически контроль будет проводиться очень выборочно только для подтверждения статуса. По факту будет просто фиксация пересечения границы и больше ничего. Компания, которая, к примеру, отправляет груз из Украины, ставит пломбу на машину или контейнер, которые не вскрываются, груз не выгружается каждый раз», – прокомментировала UBR.ua суть идеи заместитель директора Европейской бизнес ассоциации Светлана Михайловская.
Авторизированному экономическому оператору не придется больше связываться с брокерскими компаниями и проходить сложные процедуры. Автомобили будут проходить через границу «транзитом».
Выберут надежных
Статус авторизированного экономического оператора, однако, получат далеко не все экспортеры/импортеры, а только те, кто заслужил это право своей благонадежностью. Законопроект предлагает установить критерии, согласно которым и будет определяться, кому верить можно, а с кем лучше держать ухо востро. Сами критерии еще будут уточняться ко второму чтению законопроекта, но, разумеется, что у АЭО не должно быть прецедентов в виде проблем с грузами на границе. Оператором может стать только такой хозяйствующий субъект, чья внешнеэкономическая деятельность будет иметь столь же «чистую» историю, как и репутация безупречного банковского клиента.
«В идеале должны вводиться критерии, согласно которым будут отбираться такие добропорядочные операторы. Они не должны быть замешаны в коррупционных схемах: по уклонению от уплаты НДС, таможенных платежей, работой с офшорными компаниями и т.д. Такая компания получает статус «серьезной» и «добропорядочной». Груз с ее пломбой даже не заезжает на таможенный пост, потому что государство такой компании доверяет», – добавил председатель Союза защиты предпринимателей Сергей Доротич.
Схемы
Бизнес, однако, обращает внимание, что сама концепция законопроекта обсуждается уже несколько лет. И прежде ее критиковали за то, что статус авторизированного оператора власть будет предоставлять «своим» компаниям, которые получат таким образом иммунитет при прохождении границы.
«Ранее законопроект протягивали с целью предоставить такой статус приближенным предприятиям – совсем не добропорядочным, которые, наоборот, были причастны к схемам и могли использоваться для их реализации. Из-за этого многие критиковали идею этого законопроекта», – рассказал UBR.ua Сергей Доротич.
Впрочем, в ЕБА полагают, что в нынешней версии законопроекта заложены механизмы, которые призваны не допустить злоупотреблений: грузы авторизированных операторов время от времени будут подвергаться тестовым проверкам. И в том случае, если будут обнаружены нарушения, у такой компании отзовут сертификат АЭО. Кроме того, что компания потеряет льготы, это еще и сильнейший удар по ее имиджу, ведь, как свидетельствует европейская практика, по-настоящему добропорядочные компании ревностно берегут свою репутацию.
Контрабанда не уйдет
Одним из плюсов данного законопроекта, указывают предприниматели, является тот факт, что из экспортных операций будет исключена коррупционная составляющая, когда недобросовестные таможенники задерживают грузы экспортеров утомительными проверками. Истинная цель которых – выторговать мзду. Но есть и минусы. В первые три года, как следует из заявления председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, статус АЭО будут предоставлять только производителям, из чего следует, что по окончании этого срока статус авторизированного оператора начнут раздавать и посредникам. Именно это обстоятельство и настораживает бизнес.
«Статус АЭО серьезно упрощает саму процедуру таможенного оформления, но именно потому, что таможня этому оператору доверяет. Он на хитрости занижения таможенной стоимости с целью ухода от налогов не пойдет, «черного» ввоза не допустит, потому что потеряет репутацию и статус авторизированного оператора. Но никто из импортеров-контрабандистов не должен претендовать на этот статус. Брокеры никогда не ставили вопрос, что они хотят стать АЭО, потому что сами занимаются контрабандой, серым импортом, являются посредником в коррупционной схеме, ведь никакой репутации у системного контрабандиста нет. Да, производственнику в статусе АЭО станет проще работать. Но это не решит вопрос контрабанды. Не дай бог контрабандист получит сертификат АЭО», – прокомментировал UBR.ua руководитель Ассоциации «Укркожобувьпром» Александр Бородыня.
Таким образом, законопроект решит отчасти проблемы ряда честных экспортеров, но контрабанду как таковую искоренить не поможет. Ведь те, кто в число добропорядочных компаний не попадет, будут работать и дальше по устоявшимся брокерским схемам — они никуда не уйдут. Впрочем, и власти, и бизнес рассчитывают на то, что закон даже в этом виде позволит нарастить отечественный экспорт путем повышения конкурентоспособности украинских предприятий на внешнем и внутреннем рынке. А также заложит основы для будущего признания статуса АЭО таможенными органами других стран и позволит украинским АЭО взять участие в формировании так называемых безопасных цепочек поставки товаров в соответствии с требованиями Рамочных стандартов Всемирной таможенной организации.
***
Читайте также: