• Посилання скопійовано

Об'єднання податків, або Чому зарплата досі в тіні?

Вже з нового року в Україні має запрацювати ініційована урядом чергова податкова реформа

Об'єднання податків, або Чому зарплата досі в тіні?

 Одним из ее нововведений является предложение объединить единый социальный взнос (ЕСВ) и подоходный налог. Относительно размера объединенного налога пока что продолжаются дискуссии. Но поможет ли реформа достичь главной цели — вывода бизнеса из тени? Вопрос без ответа.        

Несколько недель назад президент Украины заявил, что одним из факторов налоговой реформы станет объединение ЕСВ и налога на доходы физических лиц. То есть власть хочет сначала объединить эти налоги, а затем разделять их в бюджете. По предварительной информации, ЕСВ как тормозящий выплату зарплаты, будет уменьшен. Правда, будет введена прогрессивная шкала на доходы физических лиц. И когда их объединят, получится то же, что имеем сейчас. А может, и больше.        

Два года назад был вариант вывода заработной платы из тени, предложенный уже новым, постмайданным, правительством. Он состоял в том, что работодателям, выплачивающим заработную плату в размере, превышающем 7 тыс. грн, не начисляют ЕСВ. А поскольку это довольно высокая заработная плата, в частности для предприятий малого и среднего бизнеса, этим предложением правительства почти никто не заинтересовался. Да это можно было и предвидеть.      

 Следующая инициатива, уже обновленного правительства, прозвучала в декабре 2014 г. В этот раз было предложено применить коэффициент 0,4. То есть в 2,5 раза уменьшить размер ЕСВ, но только для тех предприятий, которые общий фонд оплаты труда увеличат в 2,5 раза! Для всех работников — от уборщицы до директора. Это тоже не сработало. Потому что предприятия не могли себе этого позволить в условиях спада экономики и роста курса доллара. Условия для бизнеса тоже оказались неприемлемыми. Это были нереальные идеи.      

 А теперь — еще одна идея. В стенах парламента ее озвучили в прошлом году в качестве законопроекта, который не прошел. Ее суть заключалась в том, чтобы реальный фонд заработной платы, сложившийся за последние полгода, принять за основу уплаты ЕСВ. И в дальнейшем разрешить малому и среднему бизнесу поднимать (сколько могут) заработную плату без увеличения социального взноса. Кто-то заметит, что таким образом средства недополучит Пенсионный фонд. Но он и без того уже многие годы дотируется из государственного бюджета. Но если это предложение все же принять, то на каждое увеличение, каким бы оно ни было, сумма налога на доходы физических лиц будет расти. Это как раз и будет тем дополнительным источником пополнения бюджета, откуда, при необходимости, можно взять средства для того же Пенсионного фонда.        

В соответствии с действующим законодательством размер пенсии зависит не от размера заработной платы, как было когда-то, а от размера уплаченных взносов. То есть у государства не будет больше обязательств относительно пенсии, если оно разрешит увеличивать зарплату. Для государства это плюс, так как налог на доходы физических лиц вырастет. Плюс также для предпринимателей, поскольку им не надо будет "делать наличность". Ведь тормозом для выхода заработной платы из тени является именно ЕСВ. Выгодно это будет и для наемных работников, которые смогут получать не минимальную, т.н. белую зарплату, а значительно больше. И это будет реальное решение проблемы. При этом никто не пострадает: выиграет бюджет, выиграют работодатели, в выигрыше будут и работники.        

Однако, учитывая предыдущие попытки и инициативы правительства и власти в целом, бизнес прогнозирует, что и в третий раз ему предложат такой механизм, который будет невозможно применить. Почему? Поскольку бизнес видит в нынешней ситуации с выплатой заработной платы и уплатой ЕСВ прежде всего политические мотивы — чтобы держать бизнес, как и само общество, в зависимости от власти. И именно в этой политической зависимости видится главная проблема тенизации заработной платы. Следовательно, проблема в поведении не бизнеса, работодателей или наемных работников, а в поведении правительства. Ибо если предложить то, о чем речь шла выше, то общество за короткое время совершенно забудет об этой проблеме.        

Что же касается очередной инициативы объединить налоги, то власть руководствуется принципом: не так важен результат, как участие. И поэтому следует придумать что-то новое, во что кто-то должен поверить как в попытку власти якобы решить проблему. А в действительности это ничего не меняет. Если правительство хочет получить больше средств в бюджет, а оно этого хочет, то это выход. Практически у каждого предприятия есть небольшие резервы для повышения зарплаты. Так что дело за решением правительства.    

Джерело: Дзеркало тижня

Рубрика: Оподаткування/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»