Сегодня на заседании Кабмина Премьер-министр Арсений Яценюк обвинил руководство Государственной фискальной службы в срыве выполнения программы реформирования ведомства, а бизнес констатировал полное отсутствие позитивных изменений на местах.
Напомним, в июле 2015 года премьер поставил главе ГФС Роману Насирову ряд задач, на выполнение которых у главного налоговика было 3 месяца. В частности, премьер поручил разработать план действий по реструктуризации ведомства, провести кадровую ротацию, сократить численность сотрудников ГФС вдвое и совместно с Минфином имплементировать изменения в законодательство.
Провал структурной реформы
В ГФС позже отчитались об увольнении 600 работников центрального аппарата, сокращении количества государственных налоговых инспекций — с 311 до 161, и о назначении 2-х новых начальников главных управлений. Также в семи главных управлениях исполнение обязанностей руководителей было возложено на новых работников. Такой результат премьера не удовлетворил, учитывая то, что таможня остается "обезглавленной".
"Время практически исчерпано в необходимости принятия радикальных решений в ГФС. Мне нужны конкретные решения по налоговой и таможенной службе. Это системные персональные решения", — сказал премьер, открывая заседание Кабмина.
Он сообщил, что два дня назад встречался с главой ГФС Романом Насировым и указал ему на нарушение поручения по началу отбора новых людей в офис крупных налогоплательщиков по тем же стандартам и подходам, которые использовались при отборе в полицию.
Яценюк также отметил затягивание процесса назначения заместителя главы ГФС, который бы отвечал за таможню. "И было бы очень хорошо, чтобы он не имел никакого отношения к действующей украинской таможне. Потому что смена лиц не приводит к смене системы, если это человек из системы", — сказал премьер.
Он напомнил, что совместно с представителями Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций была утверждены концепция реформирования ГФС и соответствующий план действий, однако конкретные результаты отсутствуют.
Превращение органа надзора в сервисную службу
Назначая Насирова, премьер подчеркивал, что бизнес "должен почувствовать новую налоговую культуру", но этого не произошло, констатировал сегодня Яценюк.
Стоит отметить, что крупный бизнес, который был более вовлечен в работу ГФС, имеет меньше претензий к налоговикам. Например, сотрудники финансовой дирекции телекоммуникационной группы Vega принимали непосредственное участие в разработке налоговой реформы и входили в состав рабочей группы при Минфине, но даже у них есть вопросы к уровню "сервиса". "Компания постоянно работает с ГФС Украины, служба получает информацию по операциям между плательщиками НДС в электронном виде из Единого реестра налоговых накладных. Тем не менее, продолжают приходить запросы на встречные налоговые проверки. Мы считаем эти проверки нецелесообразными", — сообщили в компании.
На отсутствие изменений больше жалоб у рядового бизнеса, который первым должен был оценить эффективность изменений. Напротив, как рассказывают бухгалтера, на местах налоги и сумма нарушений "на акт" выколачиваются пуще прежнего, причем это происходит "внаглую", без страха судебных обжалований или жалоб.
Алина Фролова, гендиректор маркетингового агентства RAM 360° Agency в ответ на запрос прислала скурпулезно составленый список внеплановых и камеральных проверок с суммами доначислений — с органами доходов ее компания сталкивается ежемесячно, начиная с осени 2014 года. Эпоха Насирова агентству запомнится доначислениями на сумму 1,9 млн гривень. "Стоим на страшном учете в Святошинской налоговой. Изменений не почувствовали. Сервис никак не улучшился", — лаконично прокомментировала итоги реформы Фролова.
Татьяна Мацюк, ведущий юрист ЮК Василь Кисіль рассказыват,что в последнее время налоговые органы в актах налоговой проверки применяют "особо творческие методы" установления нарушений налогового законодательства. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что в последних актах налоговых проверок контролирующие органы описывают такие нарушения в деятельности плательщиков налога, по которым судебная практика еще даже не сформирована. Инспекторы говорят: "нас ограничили — ввели мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, но у нас есть план по наполнению бюджета, который мы должны выполнить, поэтому мы ищем новые креативные способы, чтобы достичь поставленной цели".
Юрист также отмечает, что после вступления в силу новой редакции Закона Украины "О судебном сборе" размер сбора за подачу налогоплательщиком иска об отмене налогового уведомления-решения в административный суд существенно возрос. Так, сегодня для юридического лица размер судебного сбора составляет 1,5% от суммы доначислений без верхней границы. "Например, если налогоплательщик — юридическое лицо получил налоговое уведомление-решение, которым ему доначислено 10 млн гривень, то за подачу иска в суд об обжаловании этого решения налогоплательщик будет вынужден заплатить 150 тыс. гривень судебного сбора. При том, что до сентября максимальный размер судебного сбора, вне зависимости от суммы доначислений, составлял 4872 гривни. Таким образом, чрезмерное увеличение налоговых доначислений может превратить судебное разбирательство, которое сегодня является фактически единственной реальной возможностью признать незаконным и отменить налоговое уведомление-решение, непозволительной роскошью для налогоплательщика", — сетует Мацюк.
"Нет, я не считаю, что налоговое ведомство перешло от исполнения карательных функций к сервисным. Более того, большим достижением считал бы переход ведомства в "карательно-нейтральный" статус, — бог с ним с сервисом…", — говорит Александр Бродский, гражданский активист и директор компании "Робин Фрут". "В частности, как маленький штрих — вновь созданной фирме, к которой я имею опосредованное отношение, только на третий раз после подачи заявления на получение свидетельства плательщика НДС, дважды "лепили" 9 стан (отсутствие налогоплательщика по местонахождению). И только после визита в районную налоговую Киева и форменного скандала, а также последовавшего визита (на сей раз уже не фантомного визита, а реального) налогового милиционера, удалось на третий раз — через 3 месяца — получить "заветное" свидетельство плательщика НДС".
Уголовные дела и налоговая милиция
Основным маркером отсутствия изменений Бродский считает тот факт, что Насиров не без гордости называл количество уголовных дел, открытых против предпринимателей — цифра более чем вдвое превосходит "достижения" Клименко.
В ГФС такое количество уголовных дел объяснили тем, что "в текущем состоянии отечественной системы налогообложения часть субъектов хозяйствования считает уклонение от уплаты налоговых платежей и минимизацию их размеров вполне допустимым деянием. Поэтому, одним из основных направлений работы Государственной фискальной службы Украины относительно борьбы с теневой экономикой является выявление и пресечение такой деятельности".
При этом налоговики утверждают, что наносят визиты только при наличии наработанной доказательной базы, "в частности, оперативными подразделениями, принимаются меры по прекращению деятельности фиктивных предприятий и привлечения к ответственности организаторов схем уклонения от налогообложения".
Скептическое отношение к этой формулировке Татьяна Мацюк иллюстрирует цитатой из свежего письма ГФС от 25 сентября: "При внесении недостоверных данных в налоговой декларации, в том числе когда доход завышен, такие действия могут иметь правовые последствия в виде привлечения к уголовной ответственности". О каких реформах, улучшение сервиса и изменения в работе ДФС мы можем говорить, если государственный орган предлагает привлекать к уголовной ответственности лиц, которые ошибочно излишне уплатили налог?
При этом Андрей Журжий, замглавы налогового комитета парламента подсчитал реальный экономический эффект беспрецедентной активности налоговой милиции, и он не впечатляет.
Нардеп обращает внимание на то, что в официальном ответе с подписью главы ГФС говорится об отсутствии статистических данных о количестве уголовных производств, по которым вынесен обвинительный приговор или иные судебные решения, которым суд заканчивает судебное разбирательство по существу. Сколько возмещено государству конвертационными центрами, и сколько их организаторов было привлечено к ответственности — неизвестно. Зато есть ответ, что с их бенефициаров, субъектов реального сектора экономики взыскано 371,2 млн грн.
"Следует обратить внимание на следующее: во-первых по сравнению с оборотами конвертов, эти 370 млн — это слезы, во-вторых, как видно, новый руководитель налоговых милиционеров продолжает любимое дело уволенного горе-предшественника, — борется с последствиями, а не с причинами. Вдобавок, его шеф, Глава ДФС, официально сообщает, что за 8 месяцев этого года по оконченным уголовным производством возмещено 500 млн грн (62,5 млн в месяц). За весь 2014-й налоговыми милиционерами было возмещено 700 млн, то есть 58,3 млн. Учитывая, что в том же 2014-м только на зарплату им ушло 400 млн грн, я скажу, что эффективность была и есть нулевая", — суммирует Журжий на своей странице в facebook.
"Народу компостируют мозги налоговые инспекторы точно так же, как и те, что сидят на таможнях. Отношение к плательщикам налогов практически не изменилось", — сказал сегодня Яценюк.
Трудно говорить об улучшении сервиса, когда налоговые органы, несмотря на многообещающие заявления чиновников, остаются исключительно фискальными, и никоим образом не становятся сервисными.
По его мнению, ключевая проблема сегодня не столько в ставках налогов и тексте налогового законодательства, сколько в системе администрирования налогов и сборов.
"Приедет министр финансов. И мы с Наталкой и руководителем ГФС поставим точку в реформировании ГФС", — заявил премьер.
Намекал ли премьер на увольнение главы ГФС — покажет время.