Аккурат в день дурака, 1 апреля, глава Государственной фискальной службы Роман Насиров подписал приказ №278 с малопримечательным названием «О результатах проверки». Однако, несмотря на скромность названия, содержание документа, который удалось найти Hubs, как минимум приводит в замешательство.
Как следует из текста приказа:
Примечательно как то, что «сбой» длился целых шесть суток, так и то, что объем безвозвратно утраченной информации измеряется терабайтами, а ее перечень настолько обширен, что проверяющие решили обойтись дежурным «и так далее». Далее в документе они, кстати, слегка расшифровывают эту запись: «Количество утерянной внутренней корреспонденции и на уровне территориальных органов не установлено». И эта расшифровка свидетельствует о том, что даже в самой ГФС не знают, какая именно информация была утрачена. Или – якобы не знают…
Еще более примечательно, что распоряжение №22-р о проведении проверки вышло лишь 3 февраля 2016 г. – то есть через два месяца после катастрофы в ведении баз данных, когда она, видимо, и была обнаружена. За пределы самой ГФС скандал с безвозвратной утратой информации не вышел вовсе.
Думается, не только в цивилизованных западных государствах, но даже где-нибудь в Африке руководитель государственного органа после такого «сбоя» немедленно вынужден был бы подать в отставку. В нашем же случае все ограничилось поиском «козла отпущения» внутри самой ГФС.
С технической стороны произошедшее объясняется так:
То есть имела место не одна причина, а целый их комплекс. Причем мы привели далеко не все технические неувязки в работе оборудования (детальней см. документ).
Если основываться на данных проверки, то можно сделать соответствующий вывод о системных грубых нарушениях в хранении информации в госоргане, через который проходят основополагающие данные о движении налогов в стране: информация о более чем 85% доходов сводного бюджета, данные о начислении налоговых обязательств и их погашении, информации о возмещении НДС и нарушениях налогового законодательства, о регистрационных данных налогоплательщиков и их отношениях с контрагентами, и еще огромное множество другой информации.
Нет сомнений, что цена всей этой информации в совокупности измеряется даже не миллиардами, а десятками миллиардов долларов!
Наиболее вероятно, что огромный массив информации был действительно безвозвратно утрачен из-за системного головотяпства в вопросе хранения информации в ГФС.
Кстати, из приказа №278 следует, что первые сбои в работе систем проявились еще летом 2014 г. Никаких мер предпринято не было. Как не было и проверок насчет более ранних случаев утраты информации. Вероятно, что этим как минимум должны заинтересоваться чиновники в Госспецсвязи.
С учетом цены вопроса нельзя исключить и коррупционной составляющей, имевшей следствием, например, намеренное уничтожение какой-то конкретной информации, замаскированное под утрату огромного массива. Но это уже — сфера компетенции Национального антикоррупционного бюро.
Возвращаясь к результатам проверки заметим, что главным ее следствием стало увольнение с занимаемой должности заместителя директора департамента развития IT Доронина Д.В., который и был назначен «козлом отпущения», а также вынесение дисциплинарных взысканий нескольким сотрудникам.
*******************
ГФСУ прокомментировала информацию о потере документов: «В ДФС дійсно мав місце збій в роботі автоматизованої системи «Управління документами»... Збій привів до втрати електронних копій внутрішніх документів, а також частини зовнішньої кореспонденції, яка надходила до ДФС.
Наразі заходи щодо відновлення втраченої інформації завершені, документи в електронному вигляді відновлені відповідно до оригіналів, які зберігаються у паперовому вигляді».