Напомним, что с 1 сентября 2013 года в Украине был введен утилизационный сбор, что означало увеличение стоимости автомобиля в зависимости от объема двигателя. Например, сума сбора для нового 2-литрового авто составляла 7,8 тыс грн, а для подержанного – 15,6 тыс грн.
Уже 8 апреля 2014 года Верховная Рада Украины отменила утилизационный сбор и освободила от налогообложения операции по переоборудованию ввезенных на таможенную территорию Украины транспортных средств в подакцизные легковые автомобили. В этом законопроекте установлен единый налог для всех автомобилей вне зависимости от их литража и возраста. Новый сбор составит 5,5 тыс гривен для легковых автомобилей и 11тыс для автобусов и грузовиков. На практике это означает, что среднестатистический импортный автомобиль с объемом двигателя 2 литра подешевеет в среднем на 8 тыс гривен.
Но как говорит пословица: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Депутаты после отмены утилизационного сбора решили не останавливаться на достигнутом. На этот раз они придумали, как повысить приток денег в бюджет и приняли закон "О предотвращении финансовой катастрофы в Украине". Суть, которого увеличения в два раза акциза на все импортные легковушки в зависимости от объема двигателя. Например, сбор на автомобиль с 3-х литровым двигателем составит 6,54 тыс евро, то есть среднестатистический автомобиль с таким двигателем подорожает на 3,2 тыс евро.
Что же принесет водителям такое нововведение?
Ликвидация утилизационного сбора
Верховная Рада все-таки отменила утилизационный сбор, действовавший в Украине с сентября прошлого года. Целью, которого является снижение налоговой нагрузки и содействия развитию малого и среднего предпринимательства, осуществляющих переоборудование автомобилей-фургонов, предназначенных для перевозки грузов в автомобили, предназначенные для пассажирских перевозок, обеспечения социально-экономического развития регионов.
Как говорит партнер адвокатского объединения "СК ГРУП" Юлия Курило, для рядового покупателя отмена утилизационного сбора прямо повлияет на стоимость нового или недавно импортированного автомобиля, в сторону существенного уменьшения. Однако следует учесть, что плательщиками утилизационного сбора не являлись украинские автопроизводители, которые взяли на себя обязательство утилизировать транспортные средства.
"Отмена утилизационного сбора не будет иметь прямого влияния на ценообразование автомобилей украинского производства, при этом снизит стоимость иномарок, при чем, как новых, так и ввезенных недавно иностранных б/у автомобилей. Возможно, это заставит и украинского производителя снизить цены на отечественные авто, а также повысить их качество, ведь отмена утилизационного сбора на иномарки создает условия для честной конкуренции на внутреннем авторынке Украины", - отмечает Курило.
В то же время, главный редактор сайта AUTO.ria.ua Анна Самойленко, добавляет, что утилизационный сбор в существующем виде должен был быть отменен. Деньги взимались, но при этом не было четкой процедуры отслеживания реального назначения этих платежей, а также не было продумано, как обеспечить саму утилизацию.
"В законе не было и слова о том, как заставить автовладельцев сдавать свои автомобили в утиль, не был указан граничный срок эксплуатации, при наступлении которого автовладельцы были бы обязаны обращаться в утилизационные центры. Не было и самих утилизационных центров", - подчеркивает она.
Также отмена утилизационного сбора неплохо может сыграть на руку китайским брендам, которые со второй половины прошлого года активно возвращаются на украинский рынок. Даже в условиях девальвации гривны такие бренды, как BYD, Great Wall и JAC пытались держать "докризисные" цены. С отменой утилизационного сбора эта задача для них будет облегчена.
Что подорожает, а что подешевеет?
С увеличением акциза на новые иномарки больше всего пострадает тот, кто хочет больше "кубиков" в машине. В пресс-центре ВААИД говорят, что повышение акцизного сбора на легковые автомобили негативно скажется на продажах автомобилей, и определенным образом, даже отмена утилсбора не сможет компенсировать удорожание в Украине авто с объемом двигателя более 3000 см³.
"Акцизный сбор увеличен на двигатель свыше трех литров практически на 4 тыс евро, а это 60 тыс гривен. В то время, утилизационный сбор на такой автомобиль составляет 15 тыс гривен. То есть если взять 60 тыс -15 тыс то автомобиль свыше трех литров вырастет в цена на 45 тыс гривен", - говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.
Для остальных иномарок повышение акциза будет незначительным. Например, Daewoo Matiz (до 1,0 л) подорожает на 50 евро, Ford B-Max (1,0–1,5 л) — на 45 евро, а Skoda Octavia (1,5–3,0 л) — на 195–390 евро. Немного подорожают и авто украинской сборки: до 220 евро.
"Автомобили с маленькими двигателями от этого закона в выигрыше, так как такие машины подешевеют где-то на 4,5 тыс гривен", - отмечает Назаренко.
По данным ВААИД цены поднимутся лишь через несколько месяцев, так как практически все импортеры, уже успели произвести растаможку по старым ставкам.
Снижение специальных пошлин
В этом всем есть и хорошая новость для потребителя - Межведомственная комиссия по международной торговле опубликовала решение, согласно которому с 14 апреля спецпошлины на иномарки снизят на треть.
Итого иномарки с бензиновыми двигателями от 1,0 до 1,5 л будут облагаться по ставке 4,31%, а не 6,46%, как сейчас. На авто с бензиновыми двигателями от 1,5 до 2,2 л ставка спецпошлины снижается с 12,95% до 8,63%.
"Это дает положительный эффект на снижение цен автомобиля в долларовом эквиваленте. Следует отметить, что именно из-за введения утилизационного сбора и специальных пошлин украинским потребителям не представили новую марку Nissan Almera и модели под брендом Datsun. Отмена сбора и снижение спецпошлины сейчас позволит только пересмотреть цены на автомобили, но не позволит выводить на украинской рынок эти марки из-за стремительного падения рынка и девальвации гривны", - рассказывает менеджер по коммуникациям связи с общественностью Nissan Motor Ukraine Владимир Иванов.
Переоборудование
Освобождение от налогообложения операций по переоборудованию ввезенных на таможенную территорию Украины транспортных средств в подакцизные легковые автомобили, на некоторое время активизирует деловую активность на вторичном рынке легких коммерческих автомобилей.
До введения акцизного сбора на переоборудованный транспорт, изобретательные предприниматели пригоняли грузовые фургоны (которые не облагаются акцизом), переоборудовали их в пассажирские или грузопассажирские, а потом продавали. В прошлом году схему запретили, так как, по сути, это лазейка для ухода от налогов, заставив автоперегонщиков доплачивать акциз. Однако сейчас в парламенте посчитали, что возврат к прежней системе даст стимул для развития малого предпринимательства.
"Снижение цен на иномарки должно оживить автобизнес мелких предпринимателей и автосалонов, зарабатывавших на ввозе и растаможке новых и б/у авто из-за рубежа, а также на переоборудовании грузовых автомобилей в пассажирские или грузопассажирские. Но в то же время крупные украинские автопроизводители вынуждены будут снизить цену на свои авто и вести более жесткую конкуренцию, не основанную на регуляторном вмешательстве государства", - акцентирует внимание Юлия Курило.
По оценкам аналитиков ассоциации "Укравтопром" только в 2013 году в Украину было ввезено 80 тыс бывших в употреблении "пирожков" и грузовых бусиков, две третьих из которых позже были переоборудованы в пассажирские автобусы.