• Посилання скопійовано

Роялті по-новому. Кардинальні податкові зміни

Відтепер роялті - це далеко не будь-який платіж, отриманий як винагорода за користування або за надання права на користування об'єкта права інтелектуальної власності

Роялті по-новому. Кардинальні податкові зміни

Статья 14.1.225 Налогового кодекса Украины претерпела кардинальных изменений в части определения, какие платежи не являются роялти.

Как и ранее, Кодексом определено, что роялти – это любой платеж, полученный как вознаграждение за пользование или за предоставление права на пользование объекта интеллектуальной собственности. Речь идет о пользовании определенными объектами интеллектуальной собственности, такими как: литературные произведения, произведения искусства или науки, компьютерные программы, кинематографические фильмы, любые зарегистрированные торговые марки и т.д.

При этом не считаются рояли платежи за передачу прав на объекты интеллектуальной собственности, если условия передачи предоставляют право продать или осуществить отчуждение прав интеллектуальной собственности.

Дополнительные ограничения, по которым платежи отныне не будут считаться роялти, касаются:

  • вознаграждения за пользование компьютерной программой, если условия пользования ограничены функциональным назначением такой программы и ее воспроизведение ограничено количеством копий, необходимых для такого пользования (пользования "конечным потребителем")

Как известно, программное обеспечение может признаваться в бухгалтерском учете в качестве объекта основных средств, нематериальным активом или роялти. Согласно новым правилам, в случае, если программное обеспечение приобретается для целей его функционального использования внутри компании и его воспроизведение ограничено количеством копий, к примеру, программа "1С Бухгалтерия" и 5 рабочих мест, то такой платеж не может быть признан роялти для целей налогового учета. Соответственно, хозяйственная операция является объектом налогообложения НДС. Таким образом, все компьютерные программы, которые приобретаются с целью использования их внутри компании, и количество их воспроизведений ограниченно количеством копий, - не являются роялти.

  • вознаграждения за приобретение экземпляров (копий, экземпляров) объектов интеллектуальной собственности, которые воплощены в электронной форме, для использования по своему функциональному назначению для конечного потребления.

На мой взгляд, это ограничение может коснуться лицензионных договоров на пользование торговыми марками, которые есть практически у всех компаний с иностранным капиталом. Как известно, логотипы и фирменные знаки передаются не на бумаге, а в кривых (специальных программах), посредством электронной почты или скачивания для конечного потребления по функциональному назначению – размещению на фирменных бланках, визитках, рекламных макетах, вывесках, упаковках и т.д. Предыдущий опыт показывает, что как при наличии соответствующих лицензионных договоров, так и при их отсутствии предприятия несли определенные налоговые риски. В случаях, когда лицензионные договора все-таки были заключены, контролирующие органы по разным причинам не признавали платежи по ним в качестве роялти. А при их отсутствии, - начисляли доходы в качестве бесплатно полученных услуг по использованию торговых марок. Иными словами, сложно было угодить налоговикам, и как только не изощрялись в формулировках юристы компаний.

Похоже, законодатель решил положить конец этим бесконечным спорам и внес изменения, согласно которым такой платеж за пользование правами интеллектуальной собственности не считается роялти, а является обычной услугой, на стоимость которой начисляется НДС. Безусловно, благодаря этому изменению расширяется база налогообложения НДС, и, как результат, поступления в бюджет в части этого бюджетообразующего налога. Очевидно, передача объекта интеллектуальной собственности на CD диске погоды не сыграет, поскольку потребуется дополнительное таможенное оформление такой посылки и, как результат, начисление НДС.

  • вознаграждения за приобретение вещей (в том числе носителей информации), в которых воплощены или на которых находятся объекты права интеллектуальной собственности, определенных в абзаце первом настоящего подпункта, в пользование, владение и / или распоряжение лица.

О чем идет речь? О приобретении вещей, определенных в абзаце первом п. 14.1.255, а именно: любые литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки и т.д. в пользование, владение и/или распоряжение.

Очевидно, что слово "пользование" в этом абзаце статьи 14.1.225 Налогового кодекса абсолютно лишнее. Такая трактовка полностью нивелирует суть самого определения, что же является роялти. Значит ли это, что ни один платеж не будет считаться роялти? Вопрос риторический.  Возможно, законодатель хотел что-то улучшить в терминологии, однако в результате такого нормотворчества появилось еще больше разночтений и трактований. Налогоплательщикам остается уповать на обобщающее разъяснение фискальных органов.

Елена Макеева, 

Управляющий партнер АФ «Аксенова и партнеры»

Джерело: ЮРЛІГА

Рубрика: Оподаткування/ПДФО

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ПДФО»